Чепурина М.А.

Потенциальный вклад Болонского процесса в повышение международно-политической привлекательности России

Категория «государственное влияние» получает сегодня все более широкую и многовекторную трактовку, которая выходит за рамки исключительно военного могущества или экономической силы. Традиционные категории влияния шаг за шагом уступают позиции более тонким формам воздействия – народной дипломатии, международному имиджу нации, созданию и поддержанию которых в немалой степени способствует интернациональное предложение образовательных услуг. Экономика знаний постепенно становится фактором глобального влияния, «силы» для ряда государств. В 2013 г. исполнится десять лет с момента вступления России в Болонский процесс, запущенный в июне 1999 г. министрами образования 29 европейских стран. В статье анализируется потенциальный международно-политический вклад Болонского процесса в развитие российских инструментов мягкой власти, таких, как народная дипломатия, неполитизированное продвижение пространства русского языка и укрепление диалога Россия–ЕС посредством интенсификации его культурно-образовательной составляющей.

Международно– политические проблемы в развитии общеевропейского образовательного пространства

В статье рассматривается процесс развития Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), открытого странами–участницами Болонского процесса в 2010 г. Это был определенный политический выбор, общеевропейский ответ правительств на континентальные вызовы. В данной работе они сводятся к 5 пунктам: присоединению к процессу ряда государств лишь ради членства в «клубе»; кластеризации пространства на «центр» и «периферию»; социально–по- литическим барьерам академической мобильности; низкому уровню социальной вовлеченности в развитие процесса; слабому позиционированию «Болонского бренда» на международной арене.