Меры по оптимизации российско-индийского торгово-экономического сотрудничества

Бондаренко Александр Дмитриевич – аспирант кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО(У) МИД России.
E-mail: bondonly@yandex.ru

 

Втечение нескольких десятилетий объективной предпосылкой и прочной основой для установления дружественных и стабильных отношений сотрудничества, а затем и стратегического партнерства между Россией и Индией были общность национальных интересов, близкие или совпадающие позиции по актуальным международным вопросам. Советский Союз был, пожалуй, самым серьезным технологическим партнером Индии на протяжении всей второй половины ХХ в. Благодаря помощи Москвы здесь появились целые отрасли экономики, такие, как металлургия, фармацевтика, микроэлектроника, атомная энергетика. После распада Советского Союза отношения потеряли былую динамику и вновь начали набирать силу в начале XXI в.

Если в ХХ в. компании из нашей страны могли рассчитывать на официальный или негласный режим наибольшего благоприятствования и поддержки, в веке XXI им пришлось столкнуться с новым поколением индийской бюрократии, а также серьезными конкурентами, как национальными, так и пришедшими из-за рубежа. Многие оказались не готовы к новым правилам игры на индийском поле. В некоторых случаях проблемы возникают из-за невнятной или не до конца сформированной политики государства.

В начале 2006 г. Министерство экономического развития России и Министерство коммерции и торговли Индии подписали совместный меморандум о сотрудничестве, в котором была отражена цель – увеличить товарооборот между странами с 3 млрд долл. США до 10 млрд долл. США к 2010 г. В целях реализации договоренностей, отраженных в данном документе, была учреждена российско-индийская рабочая группа.  Результатом ее работы стала Программа по совершенствованию торгово-экономического сотрудничества между Россией и Индией, в которую вошли инвестиционное сотрудничество, а также ряд шагов по развитию торговли товарами и услугами.

Данные мероприятия стали основой для преодоления отрицательной динамики российско-индийского товарооборота в 2004 и 2005 гг. В 2006 г. прирост товарооборота составил 27%, в 2007 г. – 37%, 2008 г. – 31%, а в кризисном  2009 г. – 7,5%.

Военно-техническое сотрудничество

Основная область взаимодействия в денежном выражении на данный момент – военно-техническое сотрудничество, которое основывается на наработках советско-индийских отношений. В настоящее время и оно сильно пошатнулось, пример – проигрыш в тендерах на поставку самолетов и другой военной техники.
Пожалуй, стоит провести анализ того, почему наши связи резко поменяли полярность. Одной из основных причин является отношение нынешних руководителей оборонных предприятий и объединений к индийцам как к старым друзьям, которые готовы приобретать все, что им предлагается. Стиль работы и уровень квалификации индийских военных сильно изменился, стали гораздо более серьезными потребности и требования. Помимо того, конкуренты из США и стран ЕС не дремлют, предлагая свои продукты и решения, часто на базе советской военной техники, но на более выгодных условиях. Стоит также отметить, что дополнительной статьей дохода российских компаний на этом рынке, а как следствие и увеличение товарооборота, могло бы стать послепродажное обслуживание российской техники. В настоящий момент в этом сегменте активно работают и зарабатывают компании из СНГ.

Данной отрасли также не хватает достойного информационного обеспечения деятельности. Иногда кажется, что данная статья расходов просто не закладывается в бюджет многомиллиардных проектов. Ярким примером служит проигранный тендер на поставку 146 истребителей для индийских ВВС. На Международном авиасалоне Бангалор –2011 среди шести участников данного тендера были представлены пять, все, кроме российского истребителя. Его отказались привозить для показательных полетов с формулировкой «он уже демонстрировался на данном мероприятии два года назад».

Несмотря на целый комплекс проблем в сфере военно-технического сотрудничества России и Индии, существует ряд необходимых мер для их решения. Во-первых, максимальное информационное обеспечение и содействие деятельности российских компаний в Индии, включающее в себя пресс-туры в Россию для журналистов и ознакомительные поездки чиновников. Во-вторых, обязательное приглашение индийских делегаций на все профильные мероприятия в России (МАКС,  НАВИТЕХ и т.д.). В-третьих, необходимо привлекать индийских военных специалистов на программы повышения квалификации, переподготовки кадров, совершенствования навыков в РФ.

Ключевые слова: Россия, Индия, двусторонние отношения, экономика, инновации, стратегическое развитие, «дорожная карта», кластеры взаимодействия.

Примечания
1. http://www.torgpredstvo.ru/torg_pred.php?id_land=29&stat=1
2. http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/f7ca27004d2036fda605a797ef93df73/tes_india.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=f7ca270
04d2036fda605a797ef93df73
3. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/in_ru_relations/in_ru_trade/
4. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/in_ru_relations/in_ru_trade/