Проблемы приведения торговой политики России в соответствие с требованиями ВТО

Петрова Марина Алексеевна – заместитель директора Фонда развития МГИМО, аспирант кафедры МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России. E-mail: marina.a.petrova@gmail.com

 

Вся статья: 

В статье анализируется роль торговой политики в обеспечении конкурентоспособности предприятий отечественной автомобильной промышленности, которая требует постоянного поиска баланса между необходимостью регулирования внутреннего рынка и выполнением обязательств, принятых в связи со вступлением в ВТО. В работе дана оценка современному состоянию российского автомобилестроения, заключающаяся в том, что, несмотря на незначительные объемы в мировом производстве и экспорте в настоящий момент, Россия имеет большой потенциал к его росту, главным образом за счет ненасыщенного внутреннего рынка. Доказано, что для развития автомобильной промышленности как одной из инновационных отраслей в стране существуют все необходимые предпосылки. Причем приоритетным направлением развития автомобильной отрасли является создание производств полного цикла с привлечением иностранных инвестиций.

Мерам по привлечению и регулированию ПИИ в статье уделяется большое внимание, что обусловлено их взаимосвязью с инструментами торговой политики, поскольку производство капиталоемких товаров, в частности автомобилей, требует импорта комплектующих, а ПИИ, в свою очередь, способствуют развитию экспорта готовой продукции. Принятые Россией обязательства в сфере автомобилестроения включают снижение пошлины на ввоз автомобилей, пересмотр условий инвестиционных программ и правил функционирования особых экономических зон. Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос об утилизационных сборах, который стал причиной торгового спора с Европейским союзом и может по итогам разбирательства привести к компенсационным мерам в отношении российских товаров.
 
В статье сформулированы рекомендации по применению инструментов внешнеэкономической политики, направленные на: повышение конкурентоспособности российского автомобилестроения, включая рационализацию импорта и привлечение новых технологий за счет диверсификации таможенных ставок по отдельным группам автокомпонентов; снижение налога на прибыль; постепенное уменьшение значения фискальной функции таможенного тарифа; обеспечение стабильности и транспарентности инструментов внешнеэкономической политики; упрощение таможенных процедур. 
 
 
Ключевые слова: торговая политика, ВТО, автомобильная промышленность, таможенные пошлины, утилизационный сбор, инвестиционные программы.
 

Список литературы

1. Production statistics [electronic resource] / International Organization of Motor Vehicle Manufacturers. 2013. URL: http://oica.net/category/production-statistics/ (Accessed 10 September 2013).
2. The automobile industry pocket guide [electronic resource] / European automobile manufacturers association. 2013. URL: http://www.acea.be/images/uploads/files/POCKET_GUIDE_13.pdf / (Accessed 12 July 2013).
3. World Trade Organisation. International trade statistics [electronic resource] / WTO. 2012. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf. (Accessed 10 September 2013).
4. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли [электронный ресурс] // Ernst and Young. 2013. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Automotive-industry-overview-2012-RUS/$FILE/Automotive-industry-overview-2012-RUS.pdf (дата обращения 20.09.2013).
5. Дума в первом чтении одобрила утилизационный сбор для автопроизводителей РФ [электронный ресурс] // РБК. – 2013. – 8 октября. –  URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131008171656.shtml?utm_source=send&utm_medium=email&utm_campaign=rbc (дата обращения 08.10.2013).
6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. [электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия 4012.00.43. Режим доступа: локальный. Дата обновления 23.07.2013.