Искусства эвристики, диалектики и софистики как предпосылки развития правового дискурса

Рекош Карина Хаджиевна – к.филол.н., доцент кафедры французского языка №1 МГИМО(У) МИД России.E-mail: karinarekosh@mail.ru
 

 

Вся статья: 

Искусства словесности Древней Греции демонстрируют в V в. до н.э. размежевание дискурсов и предстают как предпосылки риторики, которая маркировала институциональную дифференциацию речей и привела к правовому дискурсу. Смысл нижеследующего анализа в том, чтобы показать взаимоувязанность, взаимообусловленность искусств словесности как предшественников риторики. Софисты своим примером подтвердили дихотомии высказываний, и хотя онине создали искусства красноречия, все же проложили путь к риторике, заложили основы изучения языка, вычленив его из логоса, а также способствовали разработке техники составления судебных речей, то есть правового дискурса. Критикуя софистов, используя их положительные приемы, Сократ, Платон, а позднее и Аристотель определили направление движения риторики не как практического красноречия, а главным образом как методологии наук и искусств.

Ключевые слова: искусства диалектики, эристики, софистики, риторика, оратор, релятивизм софистов, словесная игра, знание существа дела, истина, правдоподобие, состязательность, добродетель, противоположные смыслы.

Примечания
1. Тит Лукреций Кар. О природе вещей /Пер. с латин. Ф.Петровского; Вступ. статья Т.Васильевой; Худож. В.Носков. М.: Худож. лит. 1983. 383 с. 7л. ил. (Б-ка античн. лит-ры). Книга первая (832). С. 48, Книга третья, С. 100.
2. Цицерон Марк Туллий. О природе богов/ Пер. с лат. С.Блажеевского. СПб.: Азбука-классика, 2002. С.39.
3. В отличие от эристики (от греч eristikos – спорящий) эвристика (от греч heurisko – отыскиваю, открываю) – наука, изучающая
творческую деятельность, методы, используемые для открытия нового и в обучении Философский словарь. С. 543, 530)
4. Гомперц Т. Греческие мыслители. Мн.: Харвест, 1999. 752 с. (Классическая философская мысль). С. 679.
5. Платон, Собрание сочинений, Т. 1, Изд. «Мысль», 1994, 860с. Менон, С.581.
6. Ibid. Кратил. С. 622.
7. Платон, Собрание сочинений, Т. 3, М.: Изд. «Мысль», 1994, 654с , Филеб, С.67.
8. Ibid. т.1. Менон. С. 581.
9. Ibid. т.3. Государство. С.317, 319, 317.
10. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: Наука. 2001. 423 с. (Публ. по изданию: Гегель. Сочинения. т.Х.
Партийное издательство. 1932). С.47.
11. Платон. Собрание сочинений, т. 2. 528с. С. 274.
12. Аристотель. Сочинения в четырех томах, М.: Изд. «Мысль», Т.2, 1984, 830 с. , С. 555–556.
13. А. Шопенгауэр. Эристическая диалектика в сб. Логика и риторика: хрестоматия: учеб. пособие для студентов гуманитар.
Специальностей учпеждений, обеспечивающих получение высш. образования/ авт.-сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич 2-е изд., доп и перераб. Мн.: Тетра Системс. 2007. 786с. 1-е изд. 1997. С. 414, 415.
14. Платон, Собрание сочинений, Т. 1, с.182, Т.2 С.75.
15. Гомперц Т. Греческие мыслители., С. 427.
16. Аристотель. Риторика, III,18, 1419, С. 163.
17. Гомперц Т. Греческие мыслители, С. 432, 471.
18. Ibid. С. 471,
19. Платон. Собрание сочинений. т. 1, С.568-569.
20. Ibid. т.2. Теэтет. С. 203.
21. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. С.248.
22. Платон. Собрание сочинений. т. 2. С.177.
23. Ibid. т.1. С.162.
24. Ibid. т1. С.426.
25. Ibid. т.1. Горгий, С.547.
26. Ibid. С. 548, 555-563.
27. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии, С.244.
28. Ibid., Т.2. Теэтет, С.203.
29. Ibid., Т.1. Менон, С. 610.
30. Ibid., Т.1. Горгий, С.490.
31. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии, С.80.
32. Платон., Т.1. С. 389, 390.
33. Ibid. Т.1. С. 436-437, 565.
34. Аристотель. Сочинения в четырех томах, т.4. С.292.
35. Цицерон Марк Туллий. О природе богов. С.40
36. Платон. Собрание сочинений. т.1. С. 484, 488.
37. Ibid. т.1. С. 188.
38. Ibid. т.1. С.558.
39. Ibid. т.1. С. 199.
40. Ibid. т.1. С.491, 492.
41. Ibid. т.1. С.478, 479.
42. Гомперц Т. Греческие мыслители., С. 449, 450, 451
43. Платон. Собрание сочинений, Т. 1, С.516, 517.
44. Ibid. Т.1 С. 648-649.
45. Гомперц Т. Греческие мыслители, С. 454.