О семантике словообразования на материале французского языка

Цыбова Ирина Александровна – д.филол.н., профессор кафедры французского языка №1 МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Цель данной статьи – отметить основные направления исследования семантики словообразования и показать, как решать эти сложные проблемы в новой парадигме знаний. Одной из причин сложности словообразовательной семантики является промежуточный характер словообразования.

Такие не нашедшие объяснения вопросы, как приращение значения производных, их многозначность, предлагается решать методами когнитивной лингвистики (когнитивно-дискурсивный подход), введением таких понятий, как концепт, инференция, пропозиция, прототип. Результат: словообразовательная парадигма может быть представлена как пропозициональная структура.

Текст помогает выбрать ЛСВ многозначного слова. Благодаря инференции получаем знания о слове, выходящие за пределы текста. Прототипический подход позволяет рассматривать отдельный словообразовательный тип как прототип соответствующей словообразовательной категории, а многозначное производное – как прототипическую структуру, имеющую центр и периферию.

Можно говорить о наличии синонимичных формантов во французском языке. Словообразовательную антонимию предлагается рассматривать как часть модусной категории отрицания. Каждый из затронутых вопросов заслуживает отдельного рассмотрения.

Ключевые слова: семантика словообразования, когнитивные методы, концепт, прототип, пропозиция, инференция, полисемия, синонимия, антонимия, паронимия.
 

Список литературы

1. Беляевская Е.Г.Семантика в трех парадигмах лингвистического знания (Критерии выбора метода)// Парадигмы научного знания в современной лингвистике: Сб. науч. трудов/ РАН ИНИОН. Центр гуманит.информ. исслед. отд. языкознания. М., 2006. С.67-85.
2. Болдырев Н.Н. Категориальный уровень представления знаний в языке: модусная категория отрицания// Когнитивные исследования языка, вып. 7. Типы категорий в языке. Москва–Тамбов, 2010. С.45-59. 
3. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. 559 с.
4. Вишнякова О.В. Паронимия в русском языке. М.: Высш. школа, 1984. 128 с.
5. Дорошевский В. Элементы лексикологии семиотики. Пер. с польского. М.: Прогресс, 1973, 286 с.
6. Ермакова О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. М.: Русский язык, 1973. 152 с.
7. Кубрякова Е.С. Семантика производного слова // Аспекты семантических исследований. М.: Наука, С. 81-155.
8. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира // Рос. академия наук. Ин-т языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
9. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М.: Изд-во МГУ, 1980. 296 с.
10. Новиков Л.А. Антонимия. Антонимы// Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 35-36.
11. Полянчук О.Б. Динамические аспекты анализа производного слова. Воронеж: Полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2008. 199 с.
12. Цыбова И.А. О вариативности в словообразовании(на материале суффиксации во французском языке)// Лексико-семантические структуры в языке и речевой деятельности.М.: АН СССР – МГИМО, 1983.С. 241-250.
13. Чинчлей Г.С. Очерки по деривации в современном французском языке Кишинев: Штиинца, 119 с.
14. Шмелев Д.Н. Полисемия//Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.С. 382 . 
15. Corbin D.Morphologie dérivationnelle et structuration du lexique, Tübingen: Niemeyer, vol. 1, 2,1987,  912 p.
16. Guilbert L. La créativité lexicale,P: Larousse, 1975. 285 p. 
17. Kleiber G. La sémantique de prototype: Catégorie et sens lexical. P.: PUF, 1990, 199 p.
18. Kleiber G. Problèmes de sémantique. La polysémie en questions, Villeneuve d’Ascq: Presses universitaires du Septentrion, 1999,220 p.
19. Tsybova Irina Problèmes du prédictible et du potentiel dans la formation de mots en français, Szczecin: Uniwersytet Szczeciński, 2006. 123 p.
20. Tsybova I. Lexicologie française, M: URSS, 2010. 224 p.