Школы преподавания языков стран Центральной и Юго-Восточной Европы

Зеленов Юрий Серафимович – к.филол.н., доцент, заведующий кафедрой языков стран ЦЮВЕ МГИМО(У) МИД России
 

 

Вся статья: 
Подготовка специалистов со знанием языков Центральной и Юго-Восточной Европы в МГИМО имеет уже более чем полувековую историю. Первые учебные группы открылись вскоре после войны, как только появились государственные заказы на специалистов-международников данного профиля. Сначала были открыты группы по изучению отдельных языков — чешского, польского, албанского и некоторых других. Число учебных групп постепенно росло, расширялся круг «открываемых» языков, укреплялся корпус штатных преподавателей. В 1963 г. была создана специальная кафедра, объединившая языки Центральной и Юго-Восточной Европы вместе. Возглавил кафедру и руководил её работой почти четверть века (1963—1988) выпускник Института военных переводчиков к.ф.н., доцент Владимир Сергеевич Иванов, автор первого в СССР учебника венгерского языка. Со временем кафедра стала одним из ведущих в стране вузовских центров по профессионально-ориентированному обучению языкам Центральной и Юго-Восточной Европы, которое сочеталось с углублённой лингвострановедческой и культурологической подготовкой.
 
Современные условия и направленность обучения по языкам Центральной и Юго-Восточной Европы коренным образом изменились: учебный процесс по языкам, находившимся в ведении кафедры, был в значительной степени унифицирован и переориентирован на активные методы обучения, освоение разных видов коммуникации на иностранном языке. Определяющим фактором в организации учебного процесса стала профессиональная ориентация факультетов, на которых формировались наши языковые группы. То, что студент должен был знать и уметь к моменту завершения учебы в МГИМО, было отражено в специальном документе, разработанном Научно-методическим советом кафедр иностранных языков – «Профессиограмма по иностранному языку специалиста-международника». В ней зафиксированы самые общие для всех специальностей МГИМО требования к умениям и навыкам по иностранному языку, которыми должен обладать выпускник-специалист, выпускник-бакалавр и выпускник-магистр, независимо от места его будущей работы — в МИД, госаппарате, инофирме, банке, пресс-службе и т.д.
 
Ключевые слова: профессиограмма по иностранному языку специалиста-международника, унификация учебного процесса, ориентация на активные методы обучения, требования к умениям и навыкам по иностранному языку.