Восприятие и распознавание концептов речевых актов в условиях устной коммуникации

Григорьев Евгений Иванович – д.филол.н., профессор кафедры немецкого языка МГИМО(У) МИД России. E-mail: ev_grig@mail.ru

 

Вся статья: 

Вопросы концептуализации понятий являются ключевыми в распознавании смыслов, формирующихся в процессе коммуникации. Все уровни языковой системы участвуют в концептуализации окружающего нас мира. В сознании людей имеются концепты, репрезентируемые лексически,  морфологически  и синтаксически. Совершенно не исследованной остается роль просодии в формировании концептов. Задачей статьи является  обоснование процесса концептуализации иллокутивных актов на основании восприятия просодической структуры устного высказывания в речевой интеракции.

В современной лингвистике имеются разные подходы к определению понятия «концепт». В данной статье кратко анализируются отдельные дефиниции, характерные для отечественного языкознания. Понятие «концепт», лежащее в основе настоящего  исследования, представляет собой ментальный образ действительности окружающего нас мира, который хранится в сознании человека и возникает при устном или визуальном восприятии языкового знака. Речевой акт следует рассматривать как концепт речевого действия / поведения в конкретной ситуации. Формируется он как на уровне лексики, так и с участием просодических компонентов речи.

Особенно роль просодии возрастает в случае использования в коммуникативном общении однонаправленных иллокутивов с одинаковым лексическим составом, но с разными просодическими структурами. В качестве факторов, определяющих формирование концептов речевых актов, выступают уровневые стратификации тона и громкости, темпоральная компрессия или растяжение отдельных зон высказывания, ритм и характер слоговой выделенности. Данные явления имеют национально обусловленную специфику и могут влиять на протекание межкультурной коммуникации. 

 
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, речевой акт, концептуализация, концепт, просодия речи.
 

Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы.  М.: Наука, 1976. 382 с. 
2. Базылев В.Н. Сублогический анализ языка: перспективы исследовательской парадигмы // Текст, дискурс, когниция: коллективная монография. Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. C.76–104.
3. Бурвикова Н.Д., Костомаров В.Г. Вот лучшее ученье! М.: Златоуст, 2010. 64 с. 
4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Ин-т русс.яз. им. А.С.Пушкина, 1999. 84 с.
5. Воркачев С.Г. Наполнение концептосферы // Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: монография. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2007. С.8–93. 
6. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: 1997. 43 c.
7. Залевская А. А. Концепт как достояние индивида // Слово. Текст. Избранные труды. М., 2005. С. 234–244.
8. Карасик В.И. Языковая матрица культуры. М.,: ГНОЗИС, 2013. 319 с.
9. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003. 64 c.
10. Кубрякова  Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах  когнитивной лингвистики // В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. М.: изд-во  «Знак», 2012. C.13–35.
11. Попова 3. Д. Семантическое пространство языка как категория когнитивной лингвистики // Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. 1996. №2. С. 64–68. 
12.Степанов Ю.С. Понятие «Концепт», «Антиконцепт».  Векторные явления в семантике // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования: сб.науч.трудов. М. – Калуга: Эйдос, 2007. С. 19–26. 
13. Стернин И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики.  2004. № 1. С. 65–69.
14. Jackendoff  R. Languages  of the Mind. Essays on Mental Representation  / Jackendoff R. – Cambridge,  Massachusetts, London,  England: The MIT Press, 1996.  200 p. 
15. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН.  СЛЯ. 1993. №1. С. 3–9.
16. Гумбольдт. В. фон . Избранные  труды по языкознанию / В.фон Гумбольдт. 2-е изд. М.: Прогресс, 2000. 400 с.
17. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Бенвенист Э. М.:Прогресс, 1974. 447с. 
18. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике /Потебня. М., 1958. 536 с. 
19. Мещанинов И.И. Соотношение логических и грамматических категорий // Язык и мышление. М., 1967. C.7–16. 
20. Сепир  Э. Избранные труды по языкознанию  и культурологии / Сепир Э. М.: Прогресс,1993. 655 с.
21. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / Серебренников Б.А. М. :Наука, 1988. С.242. 
22. Щерба Л.В.  Языковая система и речевая деятельность / Щерба Л.В. Л.: Наука, 1974. 428 с. 
23. Есперсен О. Философия грамматики / Есперсен О. 2-е изд. М.: Едиториал; УРСС, 2002. 408 с. 
24. Беседина Н.А. Морфологически  передаваемые концепты: Монография. М.;Тамбов;Белгород, 2006. 212 с.
25. Кацнельсон С.Д. Категории языка и  мышления: Из научного наследия.  М.: Языки славянской культуры, 2001. 864 c. 
26. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.:Академия, 2001. 320 с.
27. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Восток–Запад, 2007. 320 с.
28. Бабина Л.В. Когнитивные основы вторичных явлений в языке и речи: Монография. Москва–Тамбов: изд-во ТГУ им Г.Р.Державина, 2003. 264 с.
29.  Магировская О.В. Репрезентация субъекта познания в языке. Монография. М.: Тамбов, 2008. 222 с.
30. Фурс Л. А. Синтаксически репрезентируемые концепты: Монография. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 166 с.
31. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики// Известия АН, СЛЯ, 1997.  т. 56, №1. C. 11–21.
32. Психология. Словарь. М., 1990. 495 с. 
33. Павиленис Р.И. Проблемы смысла : современный логико-философский анализ языка / Павиленис Р.И. М.: Мысль, 1983. 286 с. 
34. Bierwisch M. Formal and lexical semantics // Proc. of  the XIII – th International  Congress of Linguistics,  Tokyo, 1982. Tokyo, 1983. pp. 122–131. 
35. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Апресян Ю.Д.  Вопросы языкознания. 1995. № 1. C. 37–67.
36. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. 90 c.
37. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: изд-во Тамб. университета, 2001. 123 с. 
38. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
39. Солсо Р.Л.  Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с. 
40. Леонтьев А.А. Эвристический принцип  в восприятии, порождении и усвоении  речи // Вопросы психологии. 1974. №5.
41. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания // Язык и интеллект. М.: издат. группа  «Прогресс», 1996. С. 185–229. 
42. Фрумкина Р.М. Проблема «язык и «мышление»в свете ценностных ориентаций // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. С. 59–71.
43. Бруннер Д. Психология познания. М., 1977. C.23.