Человеческий капитал и культура

Долгов Константин Михайлович – д.филос.н., профессор, заслуженный деятель науки России, главный научный сотрудник Института философии РАН.
 
 

 

Вся статья: 

Я очень рад участвовать в ежегодных Шишкинских чтениях, потому что я лично знал Александра Федоровича. Я работал тогда в журнале «Коммунист», в отделе философии, в отделе культуры. Ему лично я заказывал целый ряд статей, которые мы с огромным удовольствием публиковали и которые вызывали большой общественный резонанс. Это были незабываемые встречи. Внутри редакции его называли благородным человеком. Как Конфуций развивал учение о благородном муже, так вот и это был благородный человек во всех отношениях, поражавший эрудицией, знаниями, честностью, достоинством. Думается, что не только МГИМО, но и вся наша философия может гордиться таким человеком. Это был настоящий ученый в самом высоком смысле этого слова. Теперь относительно нашей темы. В 1960-х гг. я написал работу «Анализ современного философско-эстетического и этического сознания», в которой преимущественно рассматривалась западная философия, но затрагивалась также и отечественная мысль. И уже тогда проявились те черты, которые сейчас стали особенно заметными в мире в целом и в России в частности. Прежде всего, обращает на себя внимание лживость, сфальсифицированность идей, идеалов, устоев, нравов и т.п. Я не говорю уже о нравственности, которая, по существу, отсутствует. Древнегреческая мысль выработала две основополагающие идеи. Во-первых, это идея демократии, которая существует до сих пор, но которая полностью фальсифицирована. То, что сейчас называют демократией в большинстве стран мира, имеет мало общего с настоящей демократией. Во-вторых, это идея равенства всех перед законом. К сожалению, эта идея не была развита, начиная с Древней Греции и позже.

Поэтому сейчас невозможно найти ни одного государства, где бы действительно существовало равенство всех граждан перед законом.

В развитие этой мысли можно сказать, что если демократия построена на фальшивых идеях и фальшивых идеалах (речь идет прежде всего об идеях максимальной прибыли, денежных отношений и т.п.), а не на божественных идеалах, бессмысленно говорит о свободе, справедливости, духовности, культуре, о каких-либо высших человеческих ценностях – истине, добре, красоте и т.д.

В России происходит то же самое. Как относиться к тем людям, которые начинали перестройку: Горбачеву, Ельцину и их преемникам? Советский Союз был величайшим историческим экспериментом. И он был разрушен теми людьми, которые клялись в верности марксизму-ленинизму, социализму и коммунизму, которые построили на этом карьеру, а потом предали свое дело. К этим людям можно относиться только как к изменникам. Я об этом писал в целом ряде своих работ и полемизировал открыто. Я упрекал лично Горбачева в его присутствии.

Относительно человеческого капитала. Я категорически не согласен с прозвучавшими определениями. Ни с человеческим капиталом, ни с человечески фактором, ни с другими категориями, которые применяются к человеку как таковому. Человек –это субъект и объект культуры. Если мы берем западноевропейскую мысль, русскую мысль, то мы увидим, что действительно в основе всего всегда лежала высочайшая культура. Культуру не определяет ни политика, ни экономика. Наоборот, это культура всегда определяла другие сферы жизнедеятельности. Поэтому те революции, которые происходили в Западной Европе и у нас, были великими революциями в культуре. Сорокин говорил, что за всю историю человечества были три-четыре настоящих революции. И это были революции культуры, революции духа.

Недостаток всех политических систем и всех политических режимов, как в Западной Европе, так и в России, по сей день состоит в том, что они не основываются на высочайшей культуре. А еслиэто так, тогда нельзя выработать политическую волю правящих слоев и самого народа. Потому что ни у правящих слоев, ни у народа нет веры в то, что они делают и должны  делать. А веры недостает, потому что недостает культуры, которая лежит в основе всех социальных построений, всех социальных модернизаций.

Недавно я опубликовал статью и интервью об оптинском старце Амвросии. В своей корреспонденции, которая вышла несколько лет назад, он говорит, что все обращено на культ тела, культ силы, культ какого-то совершенно дикого волюнтаризма. И только человеческая душа остается где-то в стороне, где-то блуждает, остается без всякого внимания человека и человечества. И это величайшая пагуба, которая может привести человечество к катастрофе. Это действительно так. Недавно я вернулся из Греции, где целую неделю жил на Афоне, общался со старцами Афона именно о духовном возрождении современного мира, а не только России. Надо было слушать эти беседы, надо было слышать, что говорят эти люди, которые отдают свою жизнь выработке внутренней духовной структуры человека, человеческой души, что составляет суть и основу любой культуры. Без этого все остальное – миражи.