Человеческий капитал и современное естествознание

Шишкин Михаил Александрович – д.биолог.н., главный научный сотрудник Палеонтологического института РАН. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Сейчас я не буду рассуждать об определении понятия «человеческий капитал». Но, исходя из сегодняшних выступлений, и прежде всего из выступления К.М. Долгова, одна из главных его составляющих – это нравственные ценности. Что такое нравственные ценности? Всякая общественная система держится на взаимодействии своих частей, на взаимодействии своих динамических переменных. От этого зависит ее устойчивость. Это обеспечивает через обратные связи ее способность к регуляции, к эффективной релаксации возмущений. Утрата этой способности ведет к краху системы. На межличностном уровне эти вырабатываемые исторически регуляционные механизмы воспринимаются как моральные нормы.

Но если мы вернемся к тому, что мы называем человеческим потенциалом или капиталом, конечно, можно попытаться разложить его на какие-то составные части и по частям его анализировать. Однако мой опыт как естественника учит тому, что самыми содержательными являются общие и целостные объяснения феномена. Они дают возможность для частных дедукций и вообще наиболее продуктивны. Что лежит в основе всего этого? Мы все люди, индивидуумы, члены социальных групп. Мы имеем некоторые характерные модели поведения, которые мотивируют нас поступать таким образом, а не другим. Наше поведение определяется спецификой нашего восприятия действительности. Эта специфика бывает очень разной. Естественно, она зависит от социальной группы или от исторической ситуации.

Можно привести много примеров. Для какого-нибудь горского народа, который исторически жил в условиях набегов на соседей и подвергался таким же набегам, модель восприятия мира будет одна. Для народов, которые исторически жили в тесном контакте с другими народами и привыкли решать компромиссами свои проблемы, это будет другая модель поведения. То, что здесь кажется совершенно естественным, там будет расцениваться как признак слабости. Также существуют различные модели восприятия для военного человека и для представителя мирных профессий. То, что военному человеку кажется естественным в его условиях жизни, кажется странным нам. Например, то, что приказы не обсуждаются.