Человеческий капитал: морально-этический аспект

Лукьянченко Екатерина Александровна – аспирантка кафедры английского языка МГИМО(У) МИД России. Е-mail: sixwings@inbox.ru
 

 

Вся статья: 

Понятие «человеческий капитал» было введено Теодором Шульцем и подразумевало совокупность знаний, умений, навыков людей, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Согласно Ю.А. Корчагину, в современном понимании «человеческий капитал – это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК [человеческого капитала] как производительного фактора развития».

Таким образом, практически каждый человек ценен и потенциально полезен для общества, так как он может обладать знаниями или умениями, применимыми в той или иной области труда. Как источники формирования национального человеческого капитала выделяются образование, здравоохранение, институциональное обслуживание, культура и искусство, наука, воспитание, информационное обслуживание, предпринимательская способность, безопасность, гражданское общество и экономическая свобода, подготовка элиты, приток человеческого капитала извне. Такой подход является комплексным.

Особого внимания с точки зрения человеческого капитала заслуживают такие факторы, как воспитание, культура и искусство. На первый взгляд может показаться, что они не имеют прямого отношения к экономике и развитию страны. Тем не менее это не так. В фантастической антиутопии Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описывается технический прогресс, сопровождающийся кризисом общечеловеческой морали. Автор утверждает, что для нормального развития общества нужно, как минимум, три фактора:
– доступ к книгам;
– время на их чтение и спокойный анализ;
–возможность действовать сообразно личным убеждениям читателя, мыслям, почерпнутым им из книг.

Почему автор считает это важным? В современном демократическом обществе есть свобода мысли. Но, будучи «обществом потребления», оно меняет наши взгляды на жизнь. Человек работает каждый день увеличенный рабочий день, берет сверхурочные и подработки не потому, что он голоден, а потому, что он пытается поддерживать статус, успеть за техническим прогрессом, не опоздать, не уронить себя перед лицом окружающих. Есть ли у человека время насладиться жизнью, подумать о прекрасном?