Человеческий капитал в условиях информационной сложности

Неверова Евгения Владимировна – магистрант МЧГП МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Прежде всего хотелось бы выразить согласие с высказанной здесь позицией, согласно которой именно избыток информации и выбора, которые зачастую являются ненужными и застилают действительность, делают нас инертными и апатичными, уничтожают жажду к поиску знаний, а также какую-либо ось или опору для жизни. Хочется также сделать предположение и связать данное утверждение с постулатом о вступлении человечества в новую стадию «сложности». А именно: не является ли «сложность» продуктом той же перегрузки информацией? Это не было бы удивительно. На первый взгляд человек встречается с новыми проблемами, особенно в связи с развитием технологий и информационного общества. Но достаточно ли этого, чтобы с уверенностью говорить о том, что поменялась его суть, что речь и правда идет о новом качестве? Если вся «сложность» состоит только в множестве таких проблем, то ответ – нет. Более того, возникает ощущение, что этот постулат вполне может быть всего лишь проявлением традиционной для западной научной мысли казуистичности, расщепления явления на мелкие составные части-вопросы, которые совместно могут создать впечатление общей сложности.

Таким образом, «сложность» может быть ложной, может быть иллюзией, тогда как ядро человеческой души остается тем же. Если это так, то заявление о нынешней «сложности» звучит как признание поражения. Это признание выглядит очень привлекательным для инертных нас – если все сложно, то нечего и пытаться что-то делать. Оно дополняет узаконившийся и популярный для нас эгоизм, которому нет дела не только до общества, государства и, страшно сказать, человечества, но иногда даже и до самых близких людей.

На чтениях, в особенности в блестящем выступлении К.М. Долгова, неоднократно подчеркивалось, что стремление к образованию, культуре и нравственности как к истинной свободе должно быть обоюдным, то есть действовать не только «сверху», но и быть результатом нашего собственного желания. Если совершенные выше выводы справедливы, то это стремление – отнюдь не первая ступень к повышению национального капитала России, потому что такое желание возникает сравнительно редко, поскольку оно требует отказаться от эгоизма и взять на себя обязательства перед обществом.

Думается, что в связи с этим именно чувство ответственности надо воспитывать в первую очередь в себе и других. Чтобы при встрече со «сложностью» существовала цель, ради которой стоит проявить мужество и не опустить руки, а вопреки «сложности» выполнять свой долг перед семьей, обществом, страной и человечеством. Тогда, и только тогда, как справедливо отметила М.В. Силантьева, жизнь перестанет быть простым повторением социокультурной модели прошлого, а обретет смысл…