Краткая критика рассмотрения М. Хайдеггером этимологии слова «бытие»

Борис Братина – доктор философии, доцент философского факультуте Приштинского университета (Косовская Митровица). E-mail: uranela@EUnet.rs

 

Вся статья: 

Статья рассматривает предпринятую М. Хайдеггером во «Фрайбургских лекциях» (1935) попытку дать онтологический анализ трех корней термина «бытие» (es-, bhu-, wes-). По мнению автора статьи, Хайдеггер сознательно не учитывает специфику присутствия данных корней и их модификаций в славянских языках, в связи с чем рассматриваются возможные идейные и даже идеологические причины подобной «невнимательности».

В то же время обращение автора статьи к самостоятельному онтолого-лингвистическому анализу славянских языков помогает восполнить те философские «лакуны», которые образовались за счет игнорирования их богатого смыслового содержания. Лингвистическое богатство славянских корней – один из слабо разрабатываемых пока источников знания о философском потенциале целого ряда важнейших философских понятий, включая понятие «бытие». Внимание к этимологической составляющей полноценного онтолого-лингвистического анализа, разумеется, одна из заслуг М. Хайдеггера. Однако дополнительные ракурсы этого подхода, возникающие при обращении к материалу славянских культур, радикально меняют практические проекции, вытекающие из данных рассуждений на уровне культуры и политики.

Важнейший вывод, предложенный автором статьи, состоит в необходимости учитывать детерминированность нейтральных по виду философских позиций, нередко слабо осознаваемую самим мыслителем, со стороны политики, в целом властных отношений, а также общекультурного контекста создания той или иной философской концепции.

Призывая к интеллектуальной добросовестности, автор статьи убедительно обосновывает методологические и содержательные следствия, исходящие из данного положения.

Ключевые слова: М. Хайдеггер, онтолого–лингвистический анализ, бытие, семантический потенциал понятия, славянские культуры, маргинализация, политическая и идеологическая ангажированность, идеология расизма, философская истина.

Список литературы

1. Будимир М. Проблема буквы и протославянской родины/ Работа югославской академии наук и искусств. Кн. 282 (1951).  Загреб: Югославская академия наук и искусств (Отдел филологии). 1951. C. 5—32
2.  Будимир М. Сварог-Хелиос. Белград: САНУ, 1976. 338 с.
3.  Будимир М. Pelasto-slavica / Предраг Р. Драгич Киюк, (1992)I, Catena Mundi: сербская хроника на мировых веригах. Кн. 1. Матица сербов и эмигрантов Сербии. Белград: Ибарске новости; Кральево. 1992. C. 74–82.
4.  Будимир М. С балканских источников/Предраг Р. Драгич Киюк, (1992)II, Catena Mundi: сербская хроника на мировых веригах. Кн. 2, Матица сербов и эмигрантов Сербии. Белград: Ибарске новости; Кральево.1992. C. 852–855.
5.  Кнежевич, A. Филозофија и славянские языки/философского исследования 18. Год. 6. Кн. 3 (1986), C. 873–892.
6.  Мартине А. Основы общей лингвистики. Загреб: ГЗХ, 1982. 188 с. [Martinet, A. Éléments de linguistique générale, Paris, Armand Colin, 1960].
7.  Скок П. Этимологический словарь хорватского или сербского языка. Кн. 1. Загреб: Югославская академия наук и искусств, 1971. 788 с.
8.  Скок П. Этимологический словарь хорватского или сербского языка. Кн. 2. Загреб: Югославская академия наук и искусств, 1972. 700 с.
9.  Скок П. Этимологический словарь хорватского или сербского языка. Кн. 3. Загреб: Югославская академия наук и искусств, 1973. 703 с.
10.  Шестопал А.В., Силантьева М.В. «Мягкая сила» культурных модуляторов современных модернизационных процессов // Вестник МГИМО(У). 2013. №6 (27). C.168–171.
11.  Торкунов А.В. Международные отношения в посткризисном мире: взгляд из России // Вестник  МГИМО(У). 2013. №3 (30). C.8–11.
12.  Хайдеггер M. Бытие и време. Загреб: Наприед, 1988. 509 с. [Heidegger, M. Sein und Zeit, Fünfzehnte, an Hand der Gesamstausgabe durchgesehene Auflage mit den Randbenerkungen aus dem Handexemplar des Autors im Anhang. Tübingen: Max Niemeyer, 1979.]
13.  Хайдеггер M. Введение в метафизику. Врнячка Баня: Еидос, 1997. 210 с. [Heidegger, M. Einführung in die Metaphysik, Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1966].