Культура творчества – условие расцвета России

Глаголев Владимир Сергеевич – д.филос.н., профессор кафедры философии МГИМО(У) МИД России.
 
Глаголев Владимир Сергеевич

 

Вся статья: 

Шишкина А.Ф. отличало неустанное образование и самообразование. И постоянное преломление их результатов в жизни и в науке. Он не был человеком, склонным уходить в джунгли абстрактных хитросплетений. Не склонен был «жить на облаках», что досужая молва обычно приписывает философам и преподавателям философии. Его отличало постоянное стремление соотносить результаты обобщений с реальными тенденциями общественной жизни, определять и оценивать степень их устойчивости и целесообразность включения их характеристики в преподавательскую и научную работу. Сегодня, спустя 35 лет, как Александр Федорович ушел из жизни, уместно задаться вопросом:
какие соображения внес бы он в обсуждение проблемы формирования креативного класса в современной России? Можно обратить внимание на следующие моменты:

– во-первых, «ять» в слове «Капиталъ», вынесенном в заглавие фундаментального труда профессора А.И. Подберезкина, порождает ассоциацию возвращения к дореволюционной орфографии и к наследию К. Маркса. Труд последнего в дореволюционных изданиях публиковался, как известно, с «Ъ»;

– во-вторых, сам опубликованный трехтомник (а предполагается опубликовать и четвертый том) усиливает компаративное направление в восприятии труда основоположника экономической теории капитализма XIX в. В данной связи выявляется потребность в конспективном изложении обстоятельной теории для широких слоев читающей публики. Известно, что такая работа была выполнена К. Каутским – авторитетным лидером западноевропейской социал-демократии. В середине XX в. историк А. Тойнби обобщил восемь томов своего развернутого исследования истории в компактном изложении, занявшем отдельный том. В наши дни аналогичным образом вдова А.И. Солженицына – Н.Д. Солженицына – конспективно изложила «Архипелаг ГУЛАГ» в качестве учебного пособия для старшеклассников. Поэтому авторская версия многотомного труда в сокращенном изложении  представляется целесообразной;

– в-третьих, возникают вопросы, касающиеся разделения логического и социологического содержания понятия «креативный класс». Если с логической точки зрения выделение особой группы людей, склонных к самостоятельной творческой деятельности и к обращению ее результатов на пользу обществу в разных сферах его жизнедеятельности, вполне приемлемо, то социологическая характеристика креативного класса воскрешает в сознании проблему отношения этой группы к общественной и государственной собственности. Ведь К. Маркс характеризовал классы по этому признаку, следуя идеям французских историков эпохи Реставрации.