Национальный человеческий капитал в современной России: проблемы и перспективы

Шестопал Алексей Викторович – д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии МГИМО(У) МИД России.
 
Шестопал Алексей Викторович

 

Вся статья: 

Тема XVIII Шишкинских чтений «Национальный человеческий капитал: морально-этические измерения» была подсказана выходом фундаментального труда одного из ведущих ученых МГИМО А.И. Подберезкина «Национальный человеческий капитал». Во-первых, в этой работе затронуты многие нравственные проблемы современного общества на разных уровнях – глобальном, региональном и национальном, что соответствует традиции Шишкинских чтений. Во-вторых, мы непосредственно продолжаем тему предыдущих чтений «Элиты и нравственность», поскольку один из томов А.И. Подберезкина имеет подзаголовок «Эволюция идеологии российской политической элиты (1990–2011)». Хочу специально подчеркнуть: речь сейчас идет не о презентации и обсуждении авторского труда (к тому же незавершенного, поскольку ожидается публикация еще двух томов), а об обсуждении темы. Вместе с тем я хотел бы привлечь внимание участников наших чтений к ряду вопросов, затронутых в работе А.И. Подберезкина и представляющих интерес для нашей дискуссии.

Книги А.И. Подберезкина привлекли меня тщательным анализом истоков кризисного состояния, переживаемого российским обществом на рубеже XX–XXI вв., и реалистическим видением перспектив национального развития на фоне развития мирового сообщества. В основе Национальный человеческий капитал в современной России: проблемы и перспективы авторского подхода – проблема ценностей, глубокая уверенность в том, что только восстановление традиционных ценностей русского общества, его духовности, нравственности, культуры дает основу для стабилизации и интенсивного развития.

Работа А.И. Подберезкина строится на прочном фундаменте – концепции «фазового перехода» современного мирового сообщества от постиндустриального (информационного) этапа к этапу культурно-духовному (интеллектуально-духовному), где первенствующую роль играют уже не экономические, финансовые, технологические показатели, а достижения культурные, духовно-нравственные, тесно связанные с состоянием религии, искусства, науки, образования, здравоохранения.

Творческий потенциал общества, опирающийся на творческий потенциал личности, историческое культурное наследие страны, духовное единство народа – таковы, по мнению автора, важнейшие ресурсы на новом витке мирового развития. Существенным методологическим достижением автора является единство и взаимодополняемость формационного (фазового) и цивилизационного подходов, к сожалению, нередко противопоставляемых друг другу. В центре исследования нового этапа развития мирового, региональных и национальных сообществ стоит проблема национального человеческого капитала (НЧК), тщательно разработанная А.И. Подберезкиным с опорой на многочисленные индексы, принятые в отечественной и зарубежной статистике, данные социологических исследований и т.д. Основой национального человеческого капитала автор считает базовые духовные ценности национальной культуры, в соответствии с которыми может происходить нравственное совершенствование личности. Так, пишет автор, по справедливому утверждению Патриарха Кирилла, «нравственное, духовное изменение самого себя является главным залогом и основанием для преобразования жизни общества, народа, страны».

Острой критике подвергнуты гиперэкономические и гиперполитические подходы, уповающие на самодовлеющее значение экономических либо политических институтов и технологий. В частности, весьма интересен анализ ценностной составляющей (либо ее отсутствия) концепций парламентарной демократии и гражданского общества. Основную надежду А.И. Подберезкин возлагает на воспитание творческой личности – основы «креативного класса», ведущей силы национального подъема. Мне близки его размышления о роли Университета в формировании такой творческой личности, о расширяющемся диалоге Университета и Церкви.

Органичный алгоритм развития национального человеческого капитала в условиях глобализации предполагает высокую степень сохранения национальной традиции и системы ценностей при максимальной восприимчивости инноваций. Перекос в ту или иную сторону ведет либо к исчезновению национальной идентичности (в конечном счете, нации и государства), либо к консервации национальной традиции, стагнации. Возрастание национального человеческого капитала, создание условий, обеспечивающих максимальное развитие творческих способностей личности должно быть, по мнению автора, центральной составляющей национальной идеи в современной ситуации.

Разработка такой национальной идеи должна опираться на научный анализ, но и включать в себя свободный выбор политической воли, нравственный подвиг, акт веры. Автор внимательно анализирует мировой опыт удачных модернизационных проектов за последние десятилетия, обеспечивших быстрый рост национального человеческого капитала – в Китае, Индии, Бразилии. При всем отличии традиционных и инновационных элементов в этих странах их успехи основаны на творческом подходе, исключающем слепое копирование чужих образцов.

К числу важных вопросов, связанных с национальным человеческим капиталом и тщательно проанализированных в работе А.И. Подберезкина, относятся вопросы:
– духовно-нравственного состояния национальных элит;
– соотношение «креативного класса» и традиционной интеллигенции, «креативного класса» и «среднего класса»;
– участие власти и гражданского общества, политических партий и сетевых мобилизаций, университетов и конфессий в сохранении и приумножении НЧК.

Большое внимание уделено значению НЧК в современных международных отношениях, обеспечении национальной безопасности, лидерства страны в региональной и мировой политике. По этим и многим другим вопросам автор ведет полемику с отечественными и зарубежными оппонентами, опираясь на весь свой многолетний опыт ученого и политика. При всей научной фундаментальности работа А.И. Подберезкина носит очень личностный характер. Автор приглашает читателей к размышлению, к спору, к действию. Я уверен, что труд А.И. Подберезкина вызовет широкий резонанс, выходящий далеко за рамки академического сообщества.