Образование как ценность

Бережнова Елена Викторовна – д.пед.н., профессор кафедры педагогики и психологии МГИМО(У) МИД России.
 
Бережнова Елена Викторовна
 

 

Вся статья: 

Образование является одним из способов трансляции социального опыта, то есть того ценного, что накоплено человечеством на протяжении веков, от старшего поколения младшему. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающее человека ко всему богатству человеческой культуры. Образование было, есть и будет, пока существует род человеческий. Возникло оно в незапамятные времена, когда не было таких понятий, как школа, университет, программа, стандарт, учебник и т.д., и осуществлялось в процессе жизнедеятельности. Когда первобытный охотник учил подростка умению выслеживать зверя или делать стрелы, умению добывать огонь, он передавал посредством обучения определённое содержание мальчику как представителю подрастающего поколения в соответствии с потребностями и традициями своего племени. Владеть такими знаниями и умениями было необходимо, чтобы выжить, сохранить главное – жизнь как ценность.

Объём содержания, передаваемого в обучении, увеличивался по мере накопления людьми социального опыта, но возрастал не в геометрической прогрессии, так как часть социального опыта утрачивалась навсегда. И всё же к настоящему времени накоплен такой объём социального опыта, что не хватило бы человеку жизни для его изучения. Но независимо от того, велик или мал этот объём, всегда в таком содержании воплощается представление о том, что должен знать, уметь, какими качествами обладать человек. Это особенно актуально сегодня, когда появляется много агрессивных, опасных технологий манипулирования человеком. Это не только технологии, порождаемые естествознанием, но и социальные, и гуманитарные технологии. Число таких технологий всё возрастает, и они создают угрозы для существования и свободы человека. Значение культуры в этом процессе можно выразить простыми словами: зачем культура? Чтобы человек уцелел и другим помог уцелеть, сохранить жизнь.

В связи с этим особое внимание к школе, поскольку это единственный социальный институт, через который проходит вся нация. И от того, чему там учат, кто учит, как учит, будет зависеть, какой будет российская нация. Не меньшее внимание сегодня к высшей школе, поскольку она формирует элиту общества. Важный вопрос «чему учить?» можно отнести к разряду «вечных вопросов». В отечественной педагогике были разработаны в разное время три концепции содержания образования как ответы на этот вопрос.

Первая концепция: содержание образования представляет собой педагогически адаптированные основы наук, то есть обучающимся предлагаются знания.

Вторая концепция: содержание образования включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися, это так называемые ЗУНы.

Третья, культурологическая концепция содержания образования: содержание образования выступает в качестве педагогически адаптированного социального опыта человечества, соответствующего по структуре человеческой культуре во всей её структурной полноте.