Университеты как составляющая национального человеческого капитала

Репина Маргарита Ильинична – аспирант кафедры философии МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 

 

Вся статья: 

В работах А.И. Подберезкина уделяется значимое внимание ведущим российским гуманитарным университетам как важнейшему интеллектуальному и общественному ресурсу страны. Среди прочего, в них раскрываются проблемы искажения за рубежом рейтингов российских гуманитарных университетов, что отрицательно сказывается на их конкурентоспособности на международном рынке.

Будущее государства в современном обществе определяется не только уровнем развития его экономики и используемых технологий, но и возможностями и способностями нации создавать новые идеи. Возникает вопрос: какие институты и социальные слои являются носителями этой способности? Уйти от этого вопроса, ссылаясь на возможность заимствования
идей извне, не выйдет, так как все качественно новое невозможно просто перенять. Именно поэтому необходимо поощрять творчество всех слоев российского общества, а также создавать творческую атмосферу.

Главным же центром решения этой задачи являются исследовательские университеты, которые сочетают процессы образования, исследования и производства. Наиболее развита система университетов в США, например MIT – крупнейший работодатель штата Массачусетс, а Гарвард во многом определяет политику и кадровые назначения Демократической партии США. В России формирование исследовательских университетов находится на начальной стадии, и основные элементы этого процесса недостаточно четко понимаются правящей элитой. Необходимыми условиями для появления в таких университетах новых идей являются:

– культурное, историческое национальное наследие («питательная среда»);

– современные научные национальные школы (обеспечение полного образовательно-исследовательского развития – от бакалавра до доктора и далее);

– качественный национальный человеческий потенциал (образование, здоровье, социально-экономические условия, владение информацией, научное и культурное общение);

– создание условий для развития научного знания: материальных, моральных, психологических;

– развитие творческого потенциала нации (креативного класса).