Исламская экономика в «Исламском государстве»?

Ренат Ирикович Беккин – д.э.н., ведущий научный сотрудник Института Африки РАН. 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. E-mail: bekkin@mail.ru Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ/РГНФ. Проект № 16-07-00009 «Феномен “Исламского государства” в контексте развития современного восточного общества».
 
Вся статья: 

DOI 10.24833/2071-8160-2017-6-57-132-142 (Читать статью в PDF)

Принципы исламской экономики были сформулированы во второй половине 1940-х учёными из Египта и Британской Индии. На рубеже 1970–1980-х гг. в ряде государств (Судане, Иране и Пакистане) были предприняты попытки исламизировать собственные финансовые системы. Однако во всех трёх странах эксперимент оказался неудачным. В дальнейшем в мусульманском мире уже не предпринимались попытки построить финансовую систему на принципах исламской экономики и финансов, однако интерес к применению отдельных институтов исламской экономики не угас.

В статье рассматривается опыт реализации принципов исламской экономической доктрины при формировании «государственного» бюджета в террористическом образовании «Исламское государство» (ИГ) . Автор анализирует вопрос, в чём состоят принципиальные различия между теоретическими построениями исламской экономики и их практической реализацией на территориях, подконтрольных ИГ. Фактически ИГ реализует совершенно иную концепцию исламской экономики и исламских финансов (фундаменталистскую), чем та, к применению которой стремились в целом ряде мусульманских стран (модернистскую). Рассматривая опыт применения исламской экономики в «Исламском государстве», автор статьи развивает свой тезис, высказанный в его ранних публикациях, о том, что не существует единой универсальной исламской экономической доктрины, которая могла бы с некоторыми модификациями применяться в любом обществе и в любой юрисдикции. Более того, различные интерпретации экономических положений шариата могут вступать в серьёзное противоречие друг с другом. На это, в частности, указывает опыт ИГ, где с помощью дозволенных мусульманским правом институтов пытаются легализовать незаконную с точки зрения шариата деятельность. Другой важной особенностью финансовой политики в ИГ является незначительный интерес к современным исламским финансовым институтам: банкам, страховым (такафул) компаниям и др. Автор объясняет это следующим: в своей попытке построить халифат, идеологи ИГ и их последователи следуют традиционалистской схеме, в которой нет места институтам, неизвестным в VII-XIII вв. Для традиционалистов такие институты, как исламские банки и др., сформировавшиеся во второй половине XX столетия, являются зачастую недозволенными нововведениями.

Ключевые слова: «Исламское государство», исламская экономика, закят, джизйа, золотой динар.

Список литературы:
1.    Беккин Р.И. Золотой динар – вызов мировой финансовой системе или утопия? // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). С. 213-218.
2.    Беккин Р.И. Иран: опыт исламизации экономики // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 4 (46). С. 169-176.
3.    Беккин Р.И. Исламская экономика в Пакистане// Проблемы современной экономики. 2007. № 4 (24). С. 390-394.
4.    Беккин Р.И. Исламская экономика в Судане // Проблемы современной экономики. 2007. № 3 (23). С. 446-447.
5.    Беккин Р.И. Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути? // Восток (Oriens). 2012. № 5. С. 99-112.
6.    Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Марджани, 2010. 367 c.
7.    Беккин Р.И. Исламские налоги как эффективный инструмент решения социально-экономических проблем в местах компактного проживания мусульман в России // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (31). С. 480-481.
8.    Беккин Р.И. Право собственности на природные ресурсы в мусульманском праве (на примере четырех суннитских мазхабов) // Международное право = International Law. 1999. № 2. С. 73-82.
9.    Беккин Р.И. Трансграничные денежные переводы: история и современность (на примере хавали) // Проблемы современной экономики. 2007. № 4 (24). С. 376-380.
10.    Левин З.И. Очерки природы исламизма. М.: ИВ РАН, 2014. 124 с.
11.    Прудникова Ю.О. Исламский финансовый сектор в Судане: до и после отделения Юга // Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). C. 185-187.
12.    Ярлыкапов А.А. Роль ислама в формировании экономического сознания и поведения мусульман // Культура и экономическое поведение. М., 2011. С. 330-346.
13.    Behdad S. A Disputed Utopia: Islamic Economics in Revolutionary Iran // Comparative Studies in Society and History. 1994. Vol. 36 (4). Pp. 775-813.
14.    Bekkin R. The Experience and Challenges of Islamic Insurance in the Post-Soviet Space: Case Studies of Russia and Kazakhstan // Kyoto Bulletin of Islamic Area Studies. 2015. No. 8, March. Pp. 141–154.
15.    Gimigliano G. Investigating Islamic banking in Italy // International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management. 2016. Vol. 9(3). Pp.364-387.
16.    Hearn B., Piesse J., Strange R. The role of the stock market in the provision of Islamic development finance: Evidence from Sudan // Emerging Markets Review. 2011. Vol. 12(4). Pp.338-353.
17.    Herwany А., Febrian Е., Imam Buchari. Greece Financial Crises and Sukuk Markets: Experience From Gulf Countries // Al-Iqtishad: Jurnal Ilmu Ekonomi Syariah. 2016. Vol. 9(1). Pp.95-106.
18.    Muchammad Ichsan. The Use of Gold Dinar and Silver Dirham in Moslem Countries in the Contemporary Era // Jurnal Media Hukum, 2017. Vol. 24(1). Pp.35-41.
19.    Rudnyckyj D. Islamic Finance and the Afterlives of Development in Malaysia // Political and Legal Anthropology Review. 2014. Vol. 37(1). Pp. 69-88.
20.    Rudnyckyj D. Islamizing finance: From magical capitalism to a spiritual economy // Anthropology Today. 2016. Vol. 32 (6). Pp.8-12.
21.    Salman A. The Libertarian Character of the Islamic Economy // Economic Affairs, February 2013. Vol. 33 (1). Pp.108-118.
22.    Zygan M. Islam and economy // Współczesne Problemy Ekonomiczne. Globalizacja. Liberalizacja. Etyka, 2014. Iss. 9. Pp.109-119.