Особенности становления и этапы развития мирового рынка гражданского авиастроения

Арам Ишханович Афян – аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности МГИМО МИД России. Директор по закупкам и логистике ЗАО «ПО «Одинцово» г. Одинцово, ул. Баковская, дом 5. E-mail: afaram@yandex.ru.
 
Вся статья: 

Рынок гражданского авиастроения – это сложная, многоступенчатая система взаимодействия производителей и потребителей, затрагивающая все без исключения страны мира. Глобализация и мировой рост экономики привели к неизбежному слиянию национальных рынков в одну единую систему, в которой определяющая роль отведена нескольким крупным корпорациям. В данной статье рассматриваются особенности формирования этого глобального рынка гражданского авиастроения. Анализируются причины возникновения авиастроительных центров через призму социально-политического и экономического развития лидеров отрасли. Рассматриваются факторы, определившие национальную специализацию стран-производителей, в том числе особенности формирования пула американских производителей и исторические факторы лидерства среди них Boeing. Показана специфика становления европейских производителей и их слияние в единый многонациональный концерн. Представлены основные этапы формирования мировой отрасли и её периодизации с начала XX века до настоящего времени. Даётся оценка современного состояния рынка посредством сравнительного анализа основных игроков, их конкурентных стратегий и динамики развития. В качестве основных тенденций отрасли обозначена сегментация рынка и появление новых авиастроительных кластеров. Рассмотрены основные игроки сегмента ближнемагистрального авиастроения – Embraer и Bombardier. Проанализированы причины их возникновения и развития. Обозначены основные страны-претенденты на вход в мировой рынок гражданского авиастроения.

Ключевые слова: мировой рынок, гражданское авиастроение, конкурентные стратегии, конкурентоспособность, экономический рост, национальная специализация, транснациональные корпорации.

Список литературы
1. Велижаев А.А. Авиапромышленность в условиях империализма // История авиации. Москва, 1934. Ч. 1. 165 c.
2. Соболев Д.А. История самолетов 1919 – 1945. Российская политическая энциклопедия. Москва, 2005. 453 с.
3. Дементьева А.Г. Современные условия глобализации и роль транснациональных корпораций // Инициативы XXI в. 2010. № 1. 59-64 c.
4. Brooks P.W. The first transport airplanes // Aeronautics. 2015, no 6, pp.40-42.
5. Daniel V., Szirmai A. Brazilian Aerospace Manufacturing in comparative Perspective: A Brazil/USA comparison of output and productivity. United Nations University. Working paper series. January 2010. 82 p.
6. Deshpande S.R. Aerospace Industry. Manas Publications, 2016. 172 p.
7. Hayward K. European Aerospace Industry. Taylor & Francis Croup, 2016. 163 p.
8. Herrick G. The Amazing Story of Americas’ Oldest Flying Airliner. Yellowstone Aviation. 2015. 125 p.
9. Jolly C. The Space Economy at a glance. OECD Publishing, 2015. Pp. 120-122.
10. Mocenco D., Dudian M. Management strategies in European aeronautics industry in the 19702013 period // Proceedings of the 8th international management conference “Management challenges for sustainable development”, November 6th-7th, 2015, Bucharest, Romania. Pp.56-58.
11. Perspective: A Brazil/USA comparison of output and productivity. United nations university. Working paper series. January, 2010. Pp. 62-64.
12. Salvetat D., Géraudel M., d'Armagnac S. Interorganizational knowledge management in a competitive context in the aeronautic and space industry // Knowledge Management Research & Practice. 2013, vol. 11, no. 3, pp 265–277.
13. Spreen W. International Cooperation in the Aerospace Industry: How Industry and Governments Learned to build a New Generation of Airplanes Across National Boundaries. ADPR Consult. Sdn. Bhd, 2015. 195 p.
14. Thompson L. What Boeing has meant for America. A centennial assessment. Lexington Institute, July 2016. 140 p. 15. Wesley E.S. Marketing in the International Aerospace Industry. Ashgate Publishing, Ltd., 2016. 126 p.