Работа Совета Безопасности ООН по сирийскому кризису в условиях трансформации системы международных отношений

Мария Сергеевна Ходынская-Голенищева – к.и.н., сотрудник Постоянного представительства России при ООН. 1211 Женева, Швейцария. Авеню де ля Пэ 15. Email: khodynskaya_m@mail.ru.
 
Вся статья: 

DOI 10.24833/2071-8160-2017-6-57-161-173 (Читать статью в PDF)

В статье рассмотрены основные тенденции работы Совета Безопасности ООН по сирийскому сюжету. Отмечается, что на взаимодействии членов СБ в полной мере отразилось современное развитие международных отношений, связанная с её трансформацией в сторону полицентричности. Этот процесс сопряжён с уменьшением возможностей США, стремящихся использовать СБ ООН для проведения собственной узкоконъюнктурной политики, при росте влияния новых центров силы, прежде всего, России и Китая, готовых отстаивать принцип недопустимости использования СБ ООН для вмешательства во внутренние дела государств с целью смены режимов.

Для противодействия этой тенденции Вашингтон и его союзники проводили политику давления на Москву, пытаясь заставить её отказаться от проведения независимого курса в отношении Сирии. При этом активно использовался тезис о «парализованности» СБ ООН применительно к конфликту в Сирии из-за позиции России. Одновременно российские инициативы в СБ ООН, направленные на деэскалацию ситуации и запуск межсирийского диалога, отвергались. Тем не менее, последовательная позиция России и Китая заставила Запад постепенно осознать безальтернативность поиска общих знаменателей по сирийскому вопросу, коллективной, партнерской работы по поиску мер прекращения конфликта.

В итоге стало возможно принятие целого ряда решений СБ ООН, касающихся различных аспектов урегулирования кризиса. Были согласованы основные принципы урегулирования, переговорные форматы для участников конфликта и внешних игроков. Таким образом, именно взаимодействие по Сирии дало шанс СБ ООН стать воплощением и гарантом многополярного мира, площадкой для согласования подходов на равноправной коллективной основе в условиях меняющегося мира.

Ключевые слова: Сирия, ООН, Совет Безопасности ООН, многополярность, однополярность,  терроризм, Ближний Восток.

Список литературы
1.    Голованов Е.В. Возможности реформирования Совета Безопасности ООН // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7. № 2. С. 165-174.
2.    Калядин А.Н. Какая реформа поможет реализовать потенциал Совета Безопасности ООН? // Пути к миру и безопасности. 2015. № 2 (49). С. 7-19.
3.    Щербак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 6 (33). С. 9-14.
4.    Allen S.H., Yuen А.Т. The Politics of Peacekeeping: UN Security Council Oversight Across Peacekeeping Missions // International Studies Quarterly. 2014. Vol. 58. № 3. P. 621–632. DOI: 10.1111/isqu.12086
5.    Aral B. An Inquiry into the “Effective” United Nations Security Council Resolutions Relating to the Middle East within the Past Decade // The Muslim World. 2012. №102. P. 225–247. DOI: 10.1111/j.1478-1913.2012.01403.x
6.    Averre D., Davies L. Russia, humanitarian intervention and the Responsibility to Protect: the case of Syria // International Affairs. 2015. № 91. P. 813–834. DOI: 10.1111/1468-2346.12343
7.    Engelbrekt K. Responsibility Shirking at the United Nations Security Council: Constraints, Frustrations, Remedies // Global Policy. 2015. № 6. P. 369–378. DOI: 10.1111/1758-5899.12259
8.    Johnstone I. Legislation and Adjudication in the Un Security Council: Bringing down the Deliberative Deficit // The American Journal of International Law. 2008. Vol. 102, № 2. P. 275-308. DOI: 10.2307/30034539
9.    Macklem P. Humanitarian Intervention and the Distribution of Sovereignty in International Law // Ethics & International Affairs. 2008. № 22. P. 369–393. DOI: 10.1111/j.1747-7093.2008.00172.x
10.    Prantl J. Informal Groups of States and the UN Security Council // International Organization. 2005.  Vol. 59, № 3. P. 559-592. DOI: 10.1017/S0020818305050204
11.    Voeten E. The Political Origins of the UN Security Council's Ability to Legitimize the Use of Force // International Organization. 2005. Vol. 59, № 3. P. 527-557. DOI: 10.1017/S0020818305050198