Ресурсы публичной дипломатии союзного государства России и Беларуси

Ксения Петровна Боришполец – к.п.н., профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО. E-mail: oksabor@mgimo.ru

 
Вся статья: 

Публичная дипломатия стала привычным атрибутом международной жизни начала XXIв. Интерес к публичной дипломатии растёт и на пространстве ЕАЭС. Тем не менее, до сих пор остаётся открытым вопрос о ресурсах публичной дипломатии, которыми располагают интеграционные объединения постсоветских государств, и об опыте их применения в контексте интеграционного сотрудничества. Практика Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ) отличается большим спектром публичных инициатив по повышению привлекательности двустороннего интеграционного проекта в глазах общественности, является формой сотрудничества, открытой для контактов с широкой международной средой и тем самым создаёт позитивный имидж российско-белорусскому партнёрству. Публичная дипломатия СГРБ – это комплексное явление, сочетающее различные функциональные компоненты, механизмы и задачи. Можно выделить два взаимодополняющих вектора, первый из которых в большей степени соотносится с действиям официальных лиц и лидеров стран-партнёров, а второй – с практикой негосударственных акторов в лице общественных организаций, бизнес-сообществ, академических кругов, СМИ. То обстоятельство, что государственные институты совместно с профильными общественными структурами играют важную роль в создании позитивного имиджа российско-белорусского взаимодействия, выступают активными участниками различных проектов, способствующих повышению авторитета СГРБ в глазах населения двух стран и за рубежом, является актуальным примером конструктивного взаимодействия традиционных и новых акторов мирополитических процессов.

Ключевые слова: публичная дипломатия, гуманитарное сотрудничество ЕАЭС, Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ), постсоветская интеграция.

Список литературы
1. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии //Международные процессы. 2011. Т. 9. № 1(25). С. 63-732.
2. Лебедева М.М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов // Международные процессы. 2015.Том 13. № 4 (43).С. 45-56.
3. Лебедева О.В. История возникновения института публичной дипломатии в России // Международная жизнь. 2016.№ 2. С.126-135.
4. Лебедева М.М., Харкевич М.В. «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2(35). С. 10-13.
5. Боришполец К.П. Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС: осмысление феномена и тенденций развития // Вестник МГИМО-Университета. 2015. №5(44). С. 42-55 7.
6. Balmaceda M.M. Myth and Reality in the Belarusian-Russian Relationship: What the West Must Know // Problems of Post-Communism. 1999. Vol. 46.№3. Pр. 3-14
7. Forsberg T., Smith H. Russian Cultural Statecraft in the Eurasian Space // Journal Problems of Post-Communism. 2016. Vol.63. №3. Pр. 129-134.
8. Just T. Promoting Russia abroad: Russia's post-Cold war national identity and public diplomacy // The Journal of International Communication. 2016. Vol. 22.№1. Pр. 82-95.
9. Nikitina Y. Measuring the Efficiency of Regional Institutions in EurasiaIs There a Role for Public Diplomacy? // JournalRussian Politics & Law. 2016. Vol.54. № 5-6.Pр. 477-493.
10. Saari S. Russia's Post-Orange Revolution Strategies to Increase its Influence in Former Soviet Republics: Public Diplomacy porusskii // Journal Europe-Asia Studies. 2014.Vol. 66.№ 1. Pр. 50-66.

DOI 10.24833/2071-8160-2017-3-54-224-237 (Читать статью в PDF)