Россия и Запад: "дорожная карта" сотрудничества через увязку внешне-политических интересов на Ближнем Востоке и в Восточной Европе

Д. Оуэн - бывший глава МИД Великобритании, член Палаты лордов. SW1A 0PW, Лондон, Палата лордов. E-mail: davidowen@lorddavidowen.co.uk
 
Вся статья: 

DOI 10.24833/2071-8160-2017-6-57-116-131 (Читать статью в PDF)

В статье рассматривается современное состояние отношений России и Запада. Автор анализирует данные отношения с точки зрения долгосрочных тенденций, выявляет причины растущей напряженности между Россией и Западом. Расширение НАТО автор считает просчетом западных стран, который внес значительный вклад в существующую напряженность. Признание данного факта означает, что нынешняя стратегия Запада в отношении России нуждается в доработке.

Автор считает, что отношения между Россией и Западом должны анализироваться с точки зрения глобальной политической динамики, а не региональной, прежде всего европейской (и связанной с НАТО). Другими словами, огромные перемены происходят на Ближнем Востоке, и это имеет значение для ученых и политиков. Первым крупным сдвигом в глобальном политическом ландшафте можно считать недавнее сближение Сирии и России, которое изменило не только ход гражданской войны в Сирии, но и глобальную борьбу с терроризмом. Второй крупный сдвиг произошел в Саудовской Аравии, где к власти пришло более умеренное руководство.

Автор предлагает дипломатический формат 5+1 для улучшения отношений между Россией и Западом, в который могут войти США, крупные европейские государства и Россия. Однако главная проблема заключается не в формате переговоров, а в их содержании. По мнению автора, Россия могла бы стать посредником между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке. Цель переговоров – восстановление государственного управления в Сирии при одновременном сдерживании Ирана в регионе. В свою очередь, Запад может быть более гибким в конфликтах на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: дипломатия, Запад, Россия, Ближний Восток, посредничество.

Список литературы:
1.    Allison R. Russia and Syria: explaining alignment with a regime in crisis // International Affairs. 2013. No. 89. Рр. 795–823.
2.    Blanga Y.U. Saudi Arabia's Motives in the Syrian Civil War // Middle East Policy. 2017. No. 24. Рр. 45–62.
3.    Esfandiary D., Tabatabai A. Iran's ISIS policy // International Affairs. 2015. No. 91. Рр. 1–15.
4.    Ismail M. Iran's Nuclear Program: Regional Implications and Possible Outcomes // Asian Politics & Policy. 2015. No. 7. Рр. 245–263.
5.    Monaghan A. The New Politics of Russia. Interpreting Change. Manchester, Manchester University Press, 2016. 184 p.
6.    Owen D., Ludlow D. British Foreign Policy After Brexit: An Independent Voice. London, Biteback Publ., 2017. 356 p.
7.    Sakwa R. The death of Europe? Continental fates after Ukraine // International Affairs. 2015. No. 91. Рр. 553–579.
8.    Schmierer R.J., Jeffrey J.F., Nader A., Nazer F. The Saudi-Iranian Rivalry and the Obama Doctrine // Middle East Policy. 2016. No. 23. Рр. 5–30.
9.    Wastnidge E. Iran and Syria: An Enduring Axis // Middle East Policy. 2017. No. 24. Рр. 148–159.
10.    Wolff A.T. The future of NATO enlargement after the Ukraine crisis // International Affairs. 2015. No. 91. Pр. 1103–1121.