Участие Индии в региональных торговых соглашениях

Владимир Иванович Баронов – к.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, адвокат Московской городской коллегии адвокатов. Зелёный проспект, 3/1, 111141 г. Москва, Российская Федерация. E-mail: baronov46@mail.ru.
 
 
Галина Михайловна Костюнина – д.э.н., профессор кафедры МЭО и ВЭС МГИМО МИД России, пр. Вернадского, 76, 119454, г. Москва, России. E-mail: galina_kostynina@yahoo.com.
 
Вся статья: 

Основная цель предлагаемого исследования заключается в определении специфики участия Индии в региональных торговых соглашениях (РТС), сравнительном анализе основных положений РТС и влиянии членства в интеграционных соглашениях на внешнеторговые отношения страны.

В мировой экономической литературе отсутствует единство мнений об экономическом эффекте участия государств в РТС. Авторский тезис заключается в том, что конечный эффект членства в РТС зависит от суммы таможенных пошлин на дату подписания соглашения (чем выше, тем больше эффект от создания торговли), а также от места партнёра страны в торговле другого государства-участника (чем больше взаимный товарооборот, тем больше эффект от создания торговли). Конечно, влияют другие факторы, такие как географическая близость, транспорт и другие транзакционные издержки.

Участие Индии в региональных торговых соглашениях (РТС) было одной из задач реализации политики «Взгляд на Восток», которая была утверждена в 1991 г., страны Юго-Восточной Азии были определены в качестве регионального приоритета, Стратегическим и экономическим причинам. Позже региональное освещение было распространено на страны Северо-Восточной и Южной Азии из-за повышения роли Китая в мировой экономике и политике, которая стала стратегическим вызовом и экономическими возможностями для индийской экономики.

Индия является участником 13 РТС, большинство из которых являются двусторонними. В индийской интеграционной практике применяется один из четырёх типов РТС: (1) соглашение о всестороннем экономическом партнёрстве, которое отличается самым широким объёмом взаимных экономических отношений; (2) соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве; (3) соглашение о свободной торговле; (4) соглашение о преференциальной торговле. Чаще всего используется классическая интеграционная модель (зона льготной или свободной торговли). Первоначально индийская политика РТС доминировала над политическим фактором (с учётом географической близости государств), впоследствии экономический фактор стал преобладающим.

Большинство региональных торговых соглашений, особенно с развитыми странами (Япония, Республика Корея и Сингапур), влечёт за собой эффект диверсии торговли в Индии, что особенно отражается на сокращении доли стран RTA'smember в индийском экспорте с 45,1% До 41,3% в 2005-2015 гг. Темпы роста экспорта Индии в страны-партнёры меньше, чем для импорта из членов РТС. В то же время эффект от создания торговли даёт соглашения с менее развитыми странами, такими как Шри-Ланка, Афганистан и Непал.

Уроки индийской практики членства в РТА включают: (1) необходимость более тщательного подхода к выбору потенциального партнёра; (2) важность широкого круга вопросов либерализации взаимных экономических отношений для получения более значительных экономических выгод для индийской экономики.

Результаты этого исследования будут способствовать не только ознакомлению с историей и тенденциями участия Индии в РТС, но и более глубокому пониманию этой формы сотрудничества и в других государствах.

Ключевые слова: Индия, региональные торговые соглашения (РТС), зоны свободной торговли (ЗСТ), внешняя торговая политика, политика «Взгляд на восток»

Список литературы
1. Костюнина Г.М. Современные концепции формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №6. С. 31-42.
2. Bhagwati J. The World Trading System at Risk. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1991. 166 p.
3. Grossman G., Helpman E. The politics of free trade agreements // American Economic Review. 1995. Vol. 85. No. 4. Pp. 667-690.
4. Lipsey R.G. The Theory of Customs Union: A General Equilibrium Analysis. L.: Westfield and Nicolson, 1970. 176 p.
5. Meade J. The Theory of Customs Unions. Amsterdam: North Holland Co., 1955. 121 p.
6. Nataraj G. Regional Trade Agreements: Good or Bad for India? // Eastasiaforum.org, 22.03.2011. URL: http://www.eastasiaforum.org/regional-trading-agreements-good-or-bad (дата обращения: 30.04.2017).
7. Nataraj G. Regional Trade Agreements in the Doha Round: Good for India? // ADB Institute Discussion Paper No. 67. Tokyo: Asian Development Bank Institute, May 2007. 20 p. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/156705/adbi-dp67.pdf (дата обращения: 30.04.2017).
8. Panagariya A. Regionalism in Trade Policy: Essays on Preferential Trading. Singapore: World Scientific, 1999. 244 p.
9. Summers L. Regionalism and the world trading system // Policy Implications of Trade and Currency Zones. Federal Reserve Bank of Kansas City, 1991. 316 p.
10. Singh S. India’s Approach towards Bilateral, Regional and Multilateral Negotiations // CUTS International. Development Paper, October 2015. 12 p.
11. The Oxford Handbook of Indian Foreign Policy / Ed. by D.M. Malone, C. Raja Mohan, and S. Raghavan. Oxford, 2015. 700 p. URL: DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198743538.001.0001
12. Viner J. The customs union issue // Economic Analysis of Regional Trading Arrangements. Ed. by R. Pomfret. Edward Elgar, 2003. 608 p.

DOI 10.24833/2071-8160-2017-2-53-90-108 (Читать статью в PDF)