О российских истоках Петровских реформ государственного управления

Черникова Татьяна Васильевна – к.и.н., доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
Черникова Татьяна Васильевна

 

Вся статья: 

Новое время потребовало от западноевропейских стран существенного изменения в области организации государственного управления. Модернизация социально-экономических отношений, выразившаяся на Западе как в превращении торговли и промышленности в главные локомотивы экономики, так и в превращении буржуазии в новый господствующий класс, в политической области привела к становлению абсолютизма, а в наиболее модернизированных странах – Англии и Голландии – чисто буржуазных государственных конструкций в форме конституционной монархии или республики. Все это придало динамизм внутренней и внешней политике западноевропейских стран, осложняя задачу сосуществования и конкуренции с ними средневековой России с ее вотчинным укладом социально-экономической и политической жизни.

Однако вотчинное Русское государство оказалось способным к мимикрии. Испытанный в прошлые полтора столетия опыт поверхностной европеизации (заимствование чужого опыта и форм, без изменения внутренних основ) опять оказался главным ответом на требования времени. Восстановленная после 1613 г. монархия первой половины XVII в. с ее действенными Земскими соборами имела шанс послужить началом глубокой модернизации внутреннего государственного устройства России и выработки качественно новой внутренней политики. Однако данная альтернатива не реализовалась. Слишком слабы и малы в количественном соотношении были протобуржуазные городские слои русского общества. По мере укрепления центральной власти вотчинный уклад брал свое. При Алексее Михайловиче постепенно сложилось неограниченное самодержавие. Внешне оно вполне напоминало западноевропейский абсолютизм. Но если на Западе в социальной основе абсолютизма лежало равновесие старого дворянства и нового класса буржуазии, то в России базой самодержавия оставалось признание государя (государства) верховным распорядителем всех земель и прочих ресурсов страны. Это превращало всю общественную элиту и прочие слои населения во вторичных владельцев недвижимого (а часто и движимого) своего имущества, выстраивая всю социально-политическую жизнь России по вертикали «государь – холопы».

Ключевые слова: Единое Московское государство XV–XVII вв., Российское царство XVII в., заимствование Россией военно-технического и культурного опыта Запада, европеизация России, западные новшества, реформа государственного управления, правление Федора III, регентство Софьи.

Примечания
1. Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. СПб., 2006.
2. Там же. С. 6-7, 51-200, 555.
3. Новохатко О.В. Разряд в 185 году. М., 2007.
4. Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Первые Романовы. М., 2000. С.381.
5. Лаппо-Данилевский А.С. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен Смуты до эпохи преобразо-
ваний // Голос минувшего. 1914. No 12. С.5-38. Последнее издание — Полис, 1994. No 1.
6. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.
7. Соловьева Т.Б. Церковное управление России и государственный проект его реорганизации 1681-1682 гг. // Государственные
учреждения России XVI–XVIII вв. М., 1991.
8. Волков М.Я. Об отмене местничества в России // История СССР. 1977. No 2.
9. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI–XVII вв. М., 1978.
10. Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Указ. соч.
11. Подробнее см.: Линдси Хьюз. Царевна Софья 1657-1704. СПб., 2001. С. 141-158.