Формы оценивания профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности (критериальное оценивание)

Мазаева Ирина Александровна – к.пед.н., доцент, заведующая кафедрой английского языка факультета политологии МГИМО(У) МИД России, научный руководитель магистратуры «Подготовка переводчиков для международных организаций» по направлению «Педагогическое образование». E-mail: mazaieva@yandex.ru

 

Вся статья: 

Статья содержит описание педагогического опыта  проектирования и включения в педагогическую практику профессионального компетентностно - ориентированного обучения иностранному языку единых преемственных рейтинговых шкал критериального оценивания умений (компетенций) иноязычной профессиональной речи в различных жанрах профессиональной речи для  уровней владения иноязычной коммуникативной компетентностью  А1 - С1 по классификации Совета Европы. Проектирование было осуществлено  кафедрой английского языка факультета политологии МГИМО(У).

В статье анализируются теоретические положения относительно содержания и оценки компетентностных результатов образования, а также вопросы проектирования и введения в педагогическую практику высшего образования  инновационных компетентностно-ориентированных педагогических технологий оценивания.

В статье рассматривается технология создания и внедрения критериального оценивания продуктов учебной деятельности студентов, как один из видов компетентностно - ориентированного оценивания, который способствует достижению компетентностного результата образования и позволяет определять, описывать и стандартизировать образовательные результаты с точки зрения заданных характеристик овладения компетентностью, создавать оценочные шкалы, которые направляют оценочную деятельность преподавателя и учебную деятельность студента, определять этапность и скорость становления отдельных составляющих компетенции, снижать уровень конфликтности во взаимоотношениях «преподаватель – студент» при оценивании достижений студентов, информировать преподавателя и студентов в отношении  темпов и качества становления иноязычных профессиональных  компетенций. 

 
Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, компетентностный подход, критериальное оценивание.
 

Список литературы

1. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и  учащихся / Под ред. А.А. Бодалевой, В.Я. Ляудис.  М., 1980. С.53-65.
2. Зимняя И.А. Текст как продукт речевой деятельности// Лингвопсихология речевой деятельности.  М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.  432 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005.  № 11.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
6. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. 2007. № 11.
7. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе № 6. 2012. С. 6-16.
8. Мазаева И. А. Профессиональная коммуникативная культура в содержании подготовки специалиста (на материале профессий "человек – человек"). Дисс. на соиск. ученой степени кандидата пед. наук.  М., 2003. 
9.  Мазаева И.А., Павлова Н.Н. (общая редакция). Образовательная программа дисциплины «Английский язык» (основной). Специальность 0202200 «Политология». Квалификация – бакалавр политологии. Компетентностно-ориентированная образовательная программа дисциплины  М.: Изд-во «МГИМО-
10. Университет», 2008.  63 с.
11. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.  М., 2001.
13. Cambridge First Certificate in English 6. TEACHER’S BOOK. Examination papers from University of Cambridge ESOL Examinations: English for Speakers of Other Languages. – 2003, Cambridge University Press.
14. Chase, Clinton, I. Contemporary assessment for educators. – 1999, Addison Wesley Longman, Inc.
15. Constructing Assessment Criteria. Assessment resource center. http://www.polyu.edu.hk/assessment/arc/action/index.htm
The Common European Framework of Reference for Languages.  Тhe Language Policy Division, Council of Europe, Strasbourg. Cambridge University Press, 2001.