Когнитивная лингвистика и преподавание иностранных языков

Беляевская Елена Георгиевна – д.филол.н., профессор кафедры стилистики английского языка факультета Гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет». Научная специализация: общая семантика, когнитивная лингвистика, общая и английская лексикология, общая и английская стилистика, лингвистика текста. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

В статье показано, что интерференцию родного языка при изучении иностранного языка можно минимизировать, если исходить при введении нового иноязычного материала не из сопоставления родного и иностранного языков, а из концептуальных представлений (обобщенных смыслов), стоящих за изучаемыми языковыми формами.

Такие концептуальные структуры выступают в качестве когнитивной внутренней формы, отражающей особенности выражения смыслов в данном языковом сообществе; они лежат в основе выбора слов в процессе коммуникации и определяют сочетаемость слов. Введение информации о когнитивной внутренней форме в процесс преподавания и изучения иностранного языка позволяет избежать внутреннего перевода с родного языка на иностранный при коммуникации на иностранном языке, способствуя таким образом минимизации интерференции.

 
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, лингводидактика, преподавание английского языка как иностранного, интерференция родного языка, минимизация интерференции, моделирование, концептуальные основания семантики, концептуальная внутренняя форма, лексические единицы, конструирование текстов на иностранном языке.
 

Список литературы

1. Беляевская Е.Г. Три парадигмы семантических исследований (чем отличается когнитивный подход к лексической семантике от традиционного) //На стыке парадигм лингвистического знания в начале XXI века: грамматика, семантика, словообразование: Материалы международной конференции.  Калиниград: Изд-во КГУ, 2003. С.60 – 72.
2. Беляевская Е.Г. Концептуальные основания семантики языковых единиц (от лексикологии к фразеологии) // Несколькословные единицы номинации в английском языке: от лексикологии к фразеологии.  Вестник МГЛУ, вып. 500. М.: Изд-во МГЛУ, 2005. С. 9 – 24.
3. Беляевская Е.Г. Текст как пространственная структура (к проблеме уровней категоризации) // Когнитивные исследования языка. Вып.7. Типы категорий в языке. Сб. науч. трудов. – М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.  С. 101–109.
4. Беляевская Е.Г., Маляр Т.Н. Принципы минимизации интерференции родного языка при обучении иностранному языку (концептуальные структуры пространства и времени в английском и русском языках). – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011.  179 с.
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006.  480 с.
6. Fillmore Ch. J. Topics in lexical semantics // Current Issues in Linguistic Theory (ed. By R. W. Cole). – Bloomington and London: 1977.  P.76 – 138.