Государственная политика в области высшего образования и науки как инструмент «мягкой силы» (опыт Германии)

Большова Наталья Николаевна – к.полит.н., начальник Управления научной политики МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 

 

Вся статья: 
Статья посвящена анализу государственной политики ФРГ в области высшего образования и науки как важнейших политических инструментов в обеспечении конкурентоспособности и влияния государства на международной арене.
 
В современной глобальной борьбе за лидерство Германия делает ставку на «мягкую» и «умную» силу («soft and smart power»). Важнейшим политическим инструментом в обеспечении конкурентоспособности и влияния государства на международной арене является триада – высшее образование, научные исследования и человеческий капитал. 
 
В статье исследуются наиболее значимые за последнее пять лет инициативы федерального правительства и германских земель, направленные на укрепление позиций Германии в качестве мирового центра высшего образования и проведения передовых научных исследований. Под влиянием Болонского процесса в ЕС ФРГ существенно активизировала политику в области высшего образования и научных исследований с целью укрепления позиций Германии как «центра притяжения» и подготовки высококвалифицированных специалистов, учёных и студентов. В последние годы Германия проводит активную политику поощрения иммиграции «с целью обучения» из третьих стран. 
 
Германия входит в топ-10 стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов, наряду с такими признанными странами-лидерами по количеству принимаемых иностранных студентов, как США, Австралия, Великобритания, Франция и Япония. В 2012 г. международные студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Германии, стали третьей по численности группой мигрантов после семейных и трудовых мигрантов. Основной страной–поставщиком иностранных студентов в Германию является Китай. В топ-10 стран–поставщиков иностранных студентов также входят четыре государства ЕС – Польша, Болгария, Австрия и Франция.
 

Список литературы

1. Бережная Г.С. Организация научных исследований в Германии / Балтийский регион. 2012. №3. С. 150 – 151. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchnyh-issledovaniy-v-germanii (дата обращения: 08.01.2014).
2. Радтке У., Бруне-Вавер С. Дифференциация вузовского ландшафта в Германии после введения «инициативы по выделению элитных вузов»: итоги и перспективы. URL: http://www.conruhr.ru/pdf/1/vortrag_radtke_rus_web.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
3. Романова Е.А. Образование в Германии – «Эффект домино» / под ред. В.Б. Белова. Германия. 2012. Ч.1. Доклады Института Европы № 294. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2013. С. 128, 130.
4. Фёдоров В.П. Германия в Европе: преобладание без гегемонии / под ред. В.Б. Белова. Германия. 2012. Ч.1. Доклады Института Европы № 294. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2013. С. 13.
5. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM 2008. Global Report for Media Reference. (2008). New York: GfK Roper Public Affairs & Media.
6. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM Report Highlights 2008. (2010). Germany Trade & Invest. URL: http://www.gtai.de/GTAI/Content/CN/Invest/_SharedDocs/Downloads/Studies/diw-wochenbericht-9-2010.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
7. Back to Business: Optimism Amid Uncertainty. The 2013 A.T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index. (2013). A.T. Kearney URL: http://www.atkearney.com/research-studies/foreign-direct-investment-confidence-index/full-report/-/asset_publisher/PHesJ9DLURrR/content/back-to-business-optimism-amid-uncertainty/10192#sthash.9vz54uSO.dpuf (дата обращения: 08.01.2014).
8. Bericht der Bundesregierung. Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik 2010/2011. URL: http://www.auswaertiges-mt.de/cae/servlet/contentblob/560176/publicationFile/163493/120111-AKBP-Bericht-2010-2011.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
9. Decisions on the Second Programme Phase of the Excellence Initiative. (2012). DFG.URL: http://www.dfg.de/en/service/press/press_releases/2012/press_release_no_26/index.html (дата обращения: 08.01.2014).
10. Deutschland investiert mehr in die Zukunft als je zuvor. (2013). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/archiv/newsletter/de/6075.php (дата обращения: 08.01.2014).
11. Deutschlands Rolle in der globalen Wissensgesellschaft stärken Strategie der Bundesregierung zur Internationalisierung von Wissenschaft und Forschung. (2008). URL: Bundesministerium für Bildung und Forshung: http://www.bmbf.de/pub/Internationalisierungsstrategie.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
12. Education at a Glance 2012 OECD Indicators. (2012). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/EAG%202012_e-book_EN_200912.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
13. Education at a Glance 2013 OECD Indicators. (2013). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/eag2013%20(eng)--post-B%C3%A0T%2013%2009%202013%20(eBook)-XIX.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
14. Innovation Union Scoreboard 2013. (2013). European Commission. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/ius-2013_en.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
15. Nation Brand Index 2013: Latest Findings. (2013) . GfK. URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx (дата обращения: 08.01.2014).
16. Schwab, K. (2013). The Global Competitiveness Report 2013–2014. World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
17. The 2013 Country Ratings Poll. BBC World Service. (2013). WorldPublicOpinion.org. URL: http://www.worldpublicopinion.org/pipa/2013%20Country%20Rating%20Poll.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
18. The High-Tech Strategy for Germany. Research in Germany. URL: http://www.research-in-germany.de/dachportal/en/Research-Landscape/R-and-D-Policy-Framework/High-Tech-Strategy.html (дата обращения: 08.01.2014).
19. The Second Round of the Excellence Initiative. (2007, 1 12). DFG. URL: http://www.dfg.de/en/service/press/press_releases/2007/pressemitteilung_nr_01/index.html (дата обращения: 08.01.2014).
20. Total R&D personel by sectors of performance, occupation and sex. (n.d.). Eurostat. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=rd_p_persocc&lang=en (дата обращения: 08.01.2014).
21. Verwaltungsvereinbarung zwischen Bund und Ländern gemäß Artikel 91 b Abs. 1 Nr. 2 des Grundgesetzes über den Hochschulpakt 2020 (zweite Programmphase). (2009, 6 4). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/pubRD/verwaltungsvereinbarung_hochschulpakt_zweite_programmphase.pd (дата обращения: 08.01.2014).
22. Voigt, P. (2012). Erawatch Country Reports 2012: Germany. European Commission URL: http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information/reports/countries/de/report_0010?country=de (дата обращения: 08.01.2014).