Кто обеспечит безопасность Арктики?

Александров Олег Борисович – к.и.н., доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО(У) МИД России. E-mail: aleksandrov-oleg@yandex.ru

 

Арктический регион последние десятилетия переживает значительные перемены, главным «виновником» которых стало потепление климата. Постепенное освобождение Арктики ото льдов оказывает серьезнейшее воздействие на изменение всего комплекса отношений в Арктике – военно-стратегических, политических, экономических и гуманитарных. Наиболее обсуждаемой темой являются энергетические запасы Арктики, которые, по мнению многих экспертов, а также по результатам геологических исследований ряда стран составляют до 25% мировых. Прежде всего речь идет о перспективах их раздела между арктическими государствами и о сопутствующих аспектах этого процесса.

На фоне завершения эпохи дешевой нефти желающих принять участие в разделе арктических богатств все больше, их не останавливает высокая себестоимость добычи энергоресурсов на арктическом шельфе. Основная интрига состоит в том, произойдет ли этот раздел мирным путем или же мы станем свидетелями вооруженных конфликтов. На этом фоне постепенно набирает оборот дискуссия о том, что же Арктический регион представляет собой с точки зрения безопасности.

Арктика вчера и сегодня

В период холодной войны Арктика была территорией противостояния Запада и Востока, местом сосредоточения значительных военных сил. Через просторы Северного Ледовитого океана проходили кратчайшие маршруты межконтинентальных баллистических ракет, а также трассы стратегических бомбардировщиков. Подводные лодки США и СССР активно осваивали северные широты, а блок НАТО создавал и развивал здесь разветвленную военную инфраструктуру – аэродромы, станции слежения, базы для подводных лодок в Норвегии, Гренландии (Дания), Исландии, США и Канаде. Советский Союз проводил в Арктике испытания ядерного оружия, а также укреплял в Арктике свое военное присутствие. Известно, что Северный флот был наиболее боеспособным среди всех флотов СССР. Иначе говоря, Арктика рассматривалась и Западом, и Востоком как наиболее вероятное место столкновения главных держав того времени – США и СССР, именно отсюда протагонисты ждали нападения и готовились к его отражению.

На сегодняшний день военная конфронтация в Арктике ушла в прошлое. О ней напоминает лишь сохранившаяся военная инфраструктура, расположенная на территории стран региона, да регулярные военные учения, проводимые под эгидой НАТО. Несмотря на это, многие эксперты и журналисты тему раздела Арктики продолжают описывать в терминологии холодной войны. Тематика противостояния в Арктике плавно перетекла из военно-политической в информационную сферу. Недалек тот день, когда сюжет «великой битвы за Арктику» будет востребован кинематографом Голливуда. Между тем официальная позиция большинства стран региона основывается на том, что на сегодняшний день конфронтационная стабильность в Арктике уступила место сотрудничеству и диалогу.

Иными словами, климат безопасности в Арктике также значительно потеплел, хотя общественное восприятие склонно запаздывать с осознанием происходящих в регионе изменений. Между тем глубина и стремительность перемен создают атмосферу неопределенности, служат источником появления различных фобий. На климат безопасности в Арктике оказывают воздействие потенциальные угрозы, конфликты интересов государств и транснациональных компаний, экологические риски и неурегулированные территориальные споры, скрытые противостояния, складывающиеся альянсы и контральянсы и все то, что формирует региональную среду.

Политическая архитектура Арктики

Интенсивность международных отношений в регионе настолько высока, что давно вышла за рамки только двусторонних отношений. Большинство региональных проблем в значительной степени носят трансграничный характер. Благодаря этому Арктический Совет, созданный как форум для обсуждения региональных проблем природопользования и изначально сторонившийся обсуждения проблем безопасности и иных вопросов «высокой политики», постепенно набирает политический вес. Получить статус наблюдателя в нем стремятся многие государства мира и даже крупнейшие в мире интеграционные группировки (к примеру, ЕС), которые включили Арктику в список своих внешнеполитических интересов.  На сегодняшний день Арктический Совет по-прежнему включает в себя все восемь государств региона, ряд неправительственных организаций и представителей коренных народов Крайнего Севера.

Политическую архитектуру региона дополняет форум государств «арктической пятерки», который отмечает в этом году свое пятилетие. Кроме того, есть несколько объединений, созданных на субрегиональном уровне – Совет министров северных стран, Совет Баренцева  Евро-Арктического региона, а также ряд неправительственных структур. В целом институциональная структура региона претерпела значительные перемены и в настоящий момент представляет собой сложную многоуровневую конструкцию, в основу которой положены интенсивные двусторонние и многосторонние контакты между арктическими государствами, а также взаимодействие по линии вышеуказанных институтов.

Примечания
1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу URL: http:// www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.
2. Sweden’s Strategy for the Arctic region. Government Offices of Sweden. Ministry for Foreign Affairs. Stockholm, 2011.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного
регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» // Российская газета. 30.07.2012. No 172.