Линия Пекина в урегулировании проблем в бассейне Южно-Китайского моря

Воробьев Виталий Яковлевич – старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Иванов Андрей Владимирович – ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Ситуация в Южно-Китайском море (ЮКМ) в последнее время обострилась, хотя за опасную грань никто не заступает. Наблюдается заметное расширение спектра интерпретаций того, что имеет место в ЮКМ. Еще недавно конфликтная ситуация понималась как столкновение позиций Китая и ряда стран Юго-Восточной Азии – членов АСЕАН (Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней, отчасти Индонезия) относительно прав на владение несколькими группами необитаемых островов, рифов и отмелей, разбросанных по всему пространству ЮКМ, а также пределов их исключительных экономических зон и континентального шельфа. Претензии подобного рода высказывает также Тайвань. Проблематика ЮКМ в некоторых аспектах выплескивается за узкорегиональные рамки. Реально действующих лиц на сегодня оказывается заметно больше, чем непосредственных участников территориальных споров.

Прежде всего, сами споры, идущие в основном вокруг двух больших групп островов – Парасельских и Спратли (общепринятые названия), являются сложносоставными. Имеет место перекрещивающееся наложение притязаний. Одну и ту же территорию называют своей одновременно и Китай, и (в разных сочетаниях) перечисленные выше страны, которые к тому же находятся в несогласии между собой по тем же самым островным землям. Структуры АСЕАН дают возможность умеривать вспышки или купировать их через внутренние политические процедуры. Своеобразным тормозом для спорящих стран Юго-Восточной Азии выступает то, что они вроде бы вместе вынуждены противостоять Китаю в территориальных аспектах проблематики ЮКМ.

АСЕАН в этом случае используется как коллективное прикрытие для них, позволяющее формировать некую общепринципиальную платформу визави объективно нависающего давления со стороны Китая. В то же время китайский предлог служит «патриотичной» ссылкой для объяснения растущих затрат и усилий с целью увеличения и совершенствования собственных военных потенциалов, которые ни при каких усилиях не в состоянии уравновесить китайский потенциал. Таким образом, пускает корни тенденция милитаризации мышления, которая способна быстро подмять под себя все остальное.

Китай предъявляет свои «исторические козыри». Он утверждает, что в анналах древних императорских династий острова в ЮКМ не только упоминаются еще две тысячи лет тому назад, но уже тогда им были даны китайские названия, сохранившиеся и поныне. В Китае ходят карты с показом давно принятых в стране представлений о территориальном наполнении китайского государства в периоды сменявших друг друга династий. Сухопутные имперские границы на них получают разные начертания – так, если в эпоху Юань (XIII–XIV вв.) Восточная Сибирь вплоть до арктического и тихоокеанского побережий включается в состав Китая, то затем пределы империи оказываются значительно южнее и западнее, на линии чуть севернее озера Байкал. Но начиная с первой династии Цинь (III в. до н.э.), практически вся акватория ЮКМ последовательно и неизменно показывается китайской. В точности так, как это выглядит на современных официальных картах КНР, а именно не сплошной линией, принятой для обозначения государственной границы, а в виде прерывистой «линии девяти пунктиров».

Конечно, карты «древних владений» в их нынешнем виде являются во многом умозрительным продуктом гораздо более поздних времен, чем периодов существования упоминаемых династий. Однако по китайским меркам они обрели статус аутентичного исторического свидетельства, почти официального документа. Судя по всему, именно такого рода «исторические» карты были переданы в ООН в 1947 г. гоминьдановским правительством в обоснование известной сейчас всем китайской позиции относительно принадлежности островов и морской акватории в ЮКМ. Таким образом, сущность современной линии Пекина в данном вопросе – это не столько проявление или следствие политики быстрого «возвышения» и укрепления мощи Китая в последние три десятилетия. Скорее следует вести речь о преемственности и устойчивости в китайском социуме исторических стереотипов, невзирая на смену эпох и природы властных структур.

Ключевые слова: Южно-Китайское море (ЮКМ), КНР, территориальные споры, интернационализация дискуссии, Кодекс поведения в ЮКМ, оборонное сотрудничество, США.

Список литературы

2002 Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea, Adopted by the Foreign Ministers of ASEAN and the People’s Republic of China at the 8th ASEAN Summit in Phnom Penh, Cambodia on 4 November 2002, [http://www.aseansec.org/13163.htm]
АСЕАН и проблемы Южно-Китайского моря. сhttp://vnsea.net/tabid/136/ArticleID/708/language/vi-VN/Default.aspx?returnUrl=/tabid/136/FilterTypeID/False/FilterDate/2012-10-21/currentpage/4/language/vi-VN/Default.aspx
Канаев Е. Южно-Китайское море – пороховая бочка Азии? РСМД 01.11.2012. http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/?id_4=211
Региональный кодекс поведения в ЮКМ. http://vnsea.net/tabid/135/ArticleID/552/language/vi-VN/Default.aspx
Южно-Китайское море – это не парк развлечений без правил, сайт «Жэньминь жибао», http://russian.people.com.cn/95181/7798430.html
Шесть принципов АСЕАН соответствуют политике КНР по урегулированию проблемы Южно-Китайского моря. Сайт «Жэньминь жибао», http://russian.people.com.cn/31520/7883420.html
Ху Цзиньтао. Позиция Китая по Южно-Китайскому морю является неизменной и четкой. Сайт «Жэньминь жибао», http://russian.people.com.cn/31521/7585391.html#
Позиция Китая по вопросам Южно-Китайского моря является неизменной и ясной. Ян Цзечи: http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-09/05/content_26439038.htm
Вэнь Цзябао. О региональной ситуации и позиции Китая по вопросу Южно-Китайскогоморя.
http://www.cntv.ru/2012/11/21/ARTI1353463431953498.shtml
Who are the real troublemakers in the South China Sea? Dr. Wu Shicun, 2012-11-9,  Globaltimes.cn http://www.nanhai.org.cn/en/cg_detail.asp?newsid=4168&lm=cg
Региональный кодекс поведения в ЮКМ. http://vnsea.net/tabid/135/ArticleID/552/language/vi-VN/Default.aspx
Китай с нового года будет досматривать иностранные суда в Южно-Китайском море, Голос России, 29.11.2012 http://rus.ruvr.ru/2012_11_29/Kitaj-s-novogo-goda-budet-dosmatrivat-inostrannie-suda-v-JUzhno-Kitajskom-more/