Русский язык в Центрально-Азиатском регионе

Боришполец Ксения Петровна – к.п.н., ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМИ МГИМО(У) МИД России, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 
Статья посвящена роли русского языка в Центральной Азии и перспективам развития его ресурсов в контексте евразийских интеграционных процессов.
 
Русский язык в Центральной Азии имеет давнюю историческую традицию. Не утратил он своей значимости даже на фоне нескольких волн «дерусификации», прокатившихся после 1991 г. Несмотря на снижение статуса в публичной сфере, он сохраняет существенную общественную значимость, причём за годы независимости распространение русского языка среди титульного центральноазиатского населения значительно сократилось лишь в Туркмении. Его позиции как активного коммуникативного ресурса обеспечиваются: социальной традицией; конкурентоспособностью русскоязычного образования; преимуществами «двуязычного» бизнеса; потребностями трудовых мигрантов; интересами кадрового обеспечения и рядом других прагматических соображений, роль которых в контексте продвижения Евразийской экономической интеграции будет возрастать. 
 
Несмотря на трудности, говорить об упадке русского языка в Центрально-Азиатском регионе преждевременно. В упадке находятся скорее многие институты, обеспечивающие его сохранение и дальнейшее продвижение. Поэтому на повестке дня стоят новые масштабы и формы практической работы, в которой заинтересована не только Россия, но и страны Центральной Азии. Показательно, что давление на ресурсы русского языка в регионе только повышает вероятность межнациональных конфликтов и ведёт к усилению позиций политического радикализма в Центрально-Азиатском регионе. Консолидация пространства русского языка в этом регионе в ближайшие годы будет всё больше зависеть от специализированных и адресных проектов, реализуемых посредством негосударственных образовательных структур, учреждений культуры, СМИ, доступных и интересных для представителей титульного населения. В этой связи ключевым связующим звеном обоих профильных направлений выступают программы подготовки педагогических кадров с привлечением представителей всех народов Центральной Азии.

 

Список литературы:

1. Мендкович Н. Русский язык в Средней Азии и на Южном Кавказе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1361478180-22.02.2013
2. Центральная Азия: русский язык как фактор интеграции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stanradar.com/news/full/6662-tsentralnaja-azija-russkij-jazyk-kak-faktor-integratsii.html-19.12.2013 
3. Русский язык в Центральной Азии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusedin.ru/2009/12/24/russkiy-yazyik-v-tsentralnoy-azii/ 
4. Васильев С. Центральная Азия: русский язык как фактор интеграции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=17330- 30.12.2013
5. Боришполец К. Политическое измерение русского языка//Национальные интересы. 2008. № 3. 
6. Жетписбаева Б.А., Аринова О.Т. От идеи «Триединство языков» Н.А. Назарбаева до полиязычного образования в Казахстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://articlekz.com/node/1411
7. Постепенно казахский язык в Казахстане будет главным, но терять русский язык нам нельзя – Н. Назарбаев [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zakon.kz/4528326-postepenno-kazakhskijj-jazyk-v.html
8. В туркменском институте культуры свернули обучение на русском [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turkmenistan.russian-club.net/news_show_31932.html -13-09-13
9. Русский язык в Туркменистане [Электронный ресурс] // Новости Туркменистана. Режим доступа: http://infoabad.com/forum/thread448.html 16.10.2012