Ведущие индийские бизнес-группы

Воробьёва Мария Александровна – аспирант кафедры мировой экономики МГИМО МИД России. Е-mail: mashunafanasyeva@gmail.ru.
 
Вся статья: 

Цель настоящей работы – исследовать процессы эволюции ведущих индийских бизнес-групп в условиях либерализации экономики страны. Показано, что сегодня роль бизнес-групп в индийской экономике определяется высокой долей в ВВП; огромными совокупными активами; существенной долей в экспорте товаров и услуг; активным участием в становлении современной отраслевой структуры, в создании трудоёмких и высокотехнологичных отраслей. Ведущие индийские бизнес-групп активно влияют и на экономические стратегии страны, они стали «локомотивом» интернационализации и транснационализации Индии, основой системы внешнеэкономических акторов, проводниками индийского «экономического чуда» на мировой арене, динамичным сегментом экономического и социального развития современной Индии. Тенденциями развития ведущих индийских бизнес-групп являются постепенная концентрация производства в нескольких ключевых секторах, «горизонтализация» структуры; акционирование предприятий; привлечение на управляющие посты наёмных топ-менеджеров, транснационализация. Однако на фоне указанных изменений ведущие индийские бизнес-группы сохраняют основные традиционные особенности: продолжают в большинстве своём оставаться в собственности основавших их семей; соблюдают тесные кастовые или общинные отношения, составляющие основу их неформальных системообразующих связей; остаются широко диверсифицированными структурами со слабыми межотраслевыми связями. Специфическая национальная амбивалентность ведущих индийских бизнес-групп, сочетание в них традиций и инноваций обеспечивает их высокую жизнеспособность и устойчивость в противоречивой, многоукладной, обременённой кастовыми и конфессиональными пережитками индийской действительности. Делается вывод, что, вопреки доминирующему в экономической литературе мнению, трансформация бизнес-групп в многоотраслевые корпорации западного типа далеко не завершена и в ближайшей перспективе они будут сохранять всё своё своеобразие, присущий им социальный и экономический «колорит».

Ключевые слова: бизнес-группы, форма организации крупного капитала, диверсификация, концентрация, экономика Индии, либерализация, транснационализация, многоотраслевая корпорация.

Список литературы
1. Chandler A. D., Hikino, T. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism. Cambridge: Belknap Press, 1990. 94 р.
2. Cipla New Ventures [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cipla.com/en/investor-information/annual-report-and-chairman-s-speech.html?view=list&id=2 (дата обращения 15.03. 2016).
3. Damodaran H. India’s New Capitalists: Caste, Business and Industry in a Modern Nation. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. 341 р.
4. Directorate General of Foreign Trade [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dgft.gov.in (дата обращения 01.03.2016).
5. Dutta S. Family Business in India. New Delhi: Response books, 1997. 272 p.
6. Forbes India Magazine [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forbesindia.com/lists/india-richlist-2015/1513/1(дата обращения 29.03 2016).
7. Hazari R.K. The Corporate Private Sector: Concentration Ownership and Control. Bombay: Asia Publishing House, 1966. 242 p.
8. Investor FAQs. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tcs.com/investors/Pages /default.aspx (дата обращения 12.03.2016).
9. Khanna T., Palepu K. Is Group affiliation Profitable in Emerging Markets? An Analyses of Diversified Indian Business Groups // Journal of Finance. 1999. № 55(2). Рp. 867-891.
10. Khanna T., Palepu K. Why Focused Strategies May Be Wrong For Emerging Markets // Harvard Business Review. 1997. № 75 (4). Рp. 41-51.
11. Khanna T., Yafeh Y. Business Groups in Emerging Markets Paragons or Parasites // Journal of Economic Literature. 2007. №. 35. Рp. 331-379.
12. Leff N.H. Industrial Organization and Enterpreneurship in the Developing Countries. The Economic Groups // Economic Development and Cultural Change. 1978. № 26(4). Рp. 661-75.
13. Market Stats Live [Электронный ресурс]. The Economic Times. Режим доступа: http://economictimes.indiatimes.com/indias-top-10-business-houses/slideshow/5025498.cms (дата обращения 07.03. 2016).
14. Piramal G. Business Legends. New Delh: Penguin Books, 1998. 654 р.
15. Piramal G. Business Maharajas. New Delhi: Penguin Books, 1997. 631 р.
16. Prowess [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prowess.cmie.com/ (дата обращения 02.04.2016).
17. Sarkar J., Sarkar S. Large Shareholder Activism in Corporate Governance in Developing Countries: Evidence from India // International Review of Finance. 2000. Vol. 1. No. 3. Рp. 161-194.
18. Smith-Doerr L., Powell W. Networks and Economic Life // The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Russell Sage Foundation and Princeton University Press, 2003. 487 p.
19. The Oxford History of Contemporary Indian Business. Oxford: Oxford University Press, 2013. 320 p.
20. Tripathi D. Business Houses in Western India: A Study in Enterpreneural Response, 1850-1956. New Delhi: South Asia Books, 1990. 361 p.
21. Vedanta Resources – Latest News & Press Releases [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedantaresources.com/investor-relations.aspx (дата обращения 01.04.2016).