Феномен Сильвио Берлускони в контексте особенностей политики и средств массовой информации Италии

Ковалева Анна Юрьевна – Магистр медиа и коммуникаций, Лондонская Школа Экономики и Политических Наук (LSE), руководитель зарубежных проектов по связям с общественностью, Яндекс.Деньги. E-mail: annekovaleva@gmail.com.
 
Вся статья: 

В сентябре 2016 г. бывшему премьер-министру Италии Сильвио Берлускони исполняется 80 лет. В статье предпринята попытка рассмотреть феномен знаменитого политика и созданной им партии «Вперёд, Италия» в контексте особенностей политики и СМИ Италии. Предметом анализа является объяснение «секретов» политического и электорального успеха партии и ее харизматичного лидера, неизменно привлекающего внимание как практикующих политиков, так и специалистов по политологии.

Новаторство Берлускони с точки зрения используемых политических технологий состоит в системе манипулирования общественными настроениями с помощью телевидения. Благодаря прекрасно спланированной предвыборной кампании в системе политических наук появилось специальное понятие, описывающее подобный феномен, – телекратия. На фоне того, как средства массовой информации становились самостоятельной общественной силой и серьёзным орудием власти, феномен скандально известного Берлускони наглядно иллюстрирует персонификацию политики и снижение роли традиционных институтов в политической жизни Италии.

Берлускони начал политическую карьеру в 57 лет и пришёл с идеей полного изменения политической системы Италии. Несмотря на то, что в конечном итоге достичь радикальных изменений в жизни страны ему не удалось, Берлускони смог профессионализировать политическую коммуникацию и на практике применить в политике навыки и подходы из сферы бизнеса. Всё это привлекает интерес к самой личности Берлускони, к приёмам его политической коммуникации, а также к новой роли средств массовой информации. Несмотря на то, что фигура знаменитого итальянца вызывает множество вопросов и указывает на целый ряд противоречий с подлинной демократической жизнью, факт политического и коммуникативного гения Берлускони не ставится под сомнение. Так, феномен Берлускони и всецело ориентированной на своего лидера партии «Вперед, Италия» беспрецедентное явление в политическое жизни Италии, которое нуждается в тщательном изучении.

Ключевые слова: Италия, Сильвио Берлускони, берлусконизм, персонификация политики, телекратия, «Вперёд, Италия», политические коммуникации, политические технологии, политическое лидерство.

Список литературы
1. Зонова Т.В. Берлускони непотопляем как марксизм. URL: http://mgimo.ru/about/news/ experts/240771/?sphrase_id=1067966 (Проверено 28.08.2016)
2. Зонова Т.В. Об эпохе и феномене Сильвио Берлускони. URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/212768/?sphrase_id=1067966 (Проверено 28.08.2016)
3. Зонова Т.В. Эпоха кавальере Берлускони завершена. URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/240000/?sphrase_id=1067966 (Проверено 28.08.2016)
4. Зонова Т.В. Правительство меньшинства. URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/172131/?sphrase_id=1067966 (Проверено 28.08.2016)
5. Зонова Т.В. Очередное поражение Берлускони. URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/189454/?sphrase_id=1067966 (Проверено 28.08.2016)
6. Зелинский С. Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ. URL: http://psyfactor.org/lib/zln1.htm (Проверено 28.08.2016)
7. Ильинский М.М. Сильвио Берлускони - Премьер Италии. Ассоциация Юридический центр. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 585 с.
8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2009. 846 с.
9. Левин И.Б. Сильвио Берлускони // Год планеты. М., 2002. С. 421-425.
10. Левин И.Б. Размышления об итальянском кризисе // Полис. 1995. № 2. С. 44-56.
11. Левин И.Б. Национальная идентичность между историей и политикой: опыт Италии // Поиск нацио- нально-цивилизационной идентичности и концепт "особого пути" в российском массовом сознании в контексте модернизации. М., 2004. С.86-109.
12. Левин И.Б. Италия после Первой республики // Политические институты на рубеже тысячелетий, XX-XXI вв. Дубна, 2001. С. 330-357.
13. Левин И.Б. О реформе избирательной системы в Италии // Полис (`Политические исследования`). 1993. №3. С. 79-88.
14. Левин И.Б. Партия и модернизация: российские варианты // Полития. 2000. №1. С. 51-63.
15. Левин И. Б. В урнах - пепел демократии? // Полития. 2009. № 2.
16. Ленер Д. Эффект Сильвио Берлускони. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 126 с.
17. Любин В.П. Федерализация Италии: (обзор) // Современная Италия. М., 2004. С.52-67.
18. Любин В.П. Берлускони и "Вперед, Италия": (обзор) // Современная Италия. М., 2004. С.96-111.
19. Марков Б. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ Philos/Markov/intro.php (Проверено 28.08.2016)
20. Маслова Е.А. Внешняя политика правительств Р. Проди и С. Берлускони (2006 – 2010) // На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века / под ред. Т.В. Зоновой; Российская академия наук, Институт Европы. М.: Весь Мир, 2011. С.245-288.
21. Маслова Е.А. Идеологические основы внешней политики Италии периода Второй республики: дис. … кандидата политических наук: 23.00.04. Е.А. Маслова; МГИМО (У) МИД России, М., 2012. 241 с.
22. Маслова Е.А. Расстановка политических сил в Италии накануне выборов в парламент 2006 г. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 180-188.
23. Маслова Е.А. Эволюция представлений об идеологии в политической теории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6(1). С. 315-319.
24. Монро П. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Monro/index.php
25. На перекрестке Средиземноморья: "Итальянский сапог" перед вызовами XXI века / под ред. Т.В. Зоновой ; Ин-т Европы РАН. -М.: Весь Мир, 2011. 447 с.
26. Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век : Учеб. для вузов: В 3ч. / Макеева Л.А., Пономарев М.В., Белоусова К., Шаповалов В.Л.; Под ред.: А.М.Родригеса, М.В.Пономарева. М.: Гуманит. издат. центр "ВЛАДОС". - (Учебник для вузов). Ч.3: 1945- 2000. 2001. 255 с.
27. Паллавер Г. Аномалия и нормальность. Итальянская политическая система в процессе изменения // Современная Италия. М., 2004. С.43-51.
28. Политические институты на рубеже тысячелетий, XX-XXI вв. / отв. ред. К.Г. Холодковский. Дубна: Феникс+, 2001. 478 с.
29. Сардарян Г.Т. Берлускони – будущий президент Италии? URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/229422/?sphrase_id=1067966 (Проверено 28.08.2016)
30. Cардарян Г.Т. Шансы Берлускони на победу. URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/233650/ (Проверено 28.08.2016)
31. Шестопал Е.Б. Политическая психология URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Shestop/14.php (Проверено 28.08.2016)
32. Эволюция политических институтов на Западе / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН ; отв. ред. К.Д. Холодковский. М., 1999. 147 с.
33. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007. 592 с.
34. Яхимович З.П. Италия перед вызовами столетия: (обзор) // Современная Италия. М., 2004. С.10-23.
35. Alteide D.L., Snow R.P. Media Logic. Beverly Hills, CA: SAGE, 1979.
36. Amadori A. 2002. Mi consenta. Metafore, messaggi e simboli: Come Silvio Berlusconi ha conquistato il consenso degli italiani. Milan: Scheiwiller
37. Bull M.J. Parliamentary Democracy in Italy. Parliam. Aff., Jul 2004; 57: Pp. 550 - 567. URL: http://pa.oxfordjournals.org/content/57/3/550.full.pdf+html (Проверено 28.08.2016)
38. Campus D. & Gianfranco Pasquino. Leadership in Italy: The Changing Role of Leaders in Elections and in Government, Journal of Contemporary European Studies, 14:1. 2006. Pp. 25-40. URL: http://www.tandfonline.com/toc/cjea20/14/1 (Проверено 28.08.2016)
39. Campus D. Mediatization and Personalization of Politics in Italy and France: The Cases of Berlusconi and Sarkozy. The International Journal of Press/Politics 2010 15: 219. URL: http://hij.sagepub.com/content/15/2/219.refs.html (Проверено 28.08.2016)
40. Campus D. Antipolitics in Power: Populist Language as a Tool for Government. Cresskill, NJ: Hampton. 2010.
41. Caprara G. The Personalization of Modern Politics. European Review, Vol. 15. № 2. 2007. Pp. 151–164 URL:http://journals.cambridge.org/action/displayAbstract;jsessionid=C7677CA1A9C4E9F7FBD21FC31B22DD7B.journals?fromPage=online&aid=987604 (Проверено 28.08.2016)
42. Corbetta P. Forza Italia: il ‘nuovo’ che non c’è. Il Mulino 3, 2002. Pp. 479– 89.
43. Dumitrescu D., Mughan A. Mass Media and democratic politics. Handbook of politics. URL: http://books.google.ru/books?id=U5_HatyUydwC&pg=PP10&lpg=PP10&dq=chapter+26%09D.+Dumitrescu,+A.+Mughan.+Mass+Media+and+democratic+politics.&source=bl&ots=wM602hv6kq&sig=DJBZ75_aFDhitpStrRk2kqfxf2I&hl=ru&sa=X&ei=aka5T77dD87oOai0kKcK&ved=0CFEQ6AEwAw#v=onepa... (Проверено 28.08.2016)
44. Di Nicola A. Ten years of fighting corruption in Italy. Il Mulino, 2003.
45. Ethlyn A. Williams, Rajnandini Pillai, Kevin B. Lowe, Dongil Jung, David Herst. Crisis, charisma, values, andvoting behavior in the 2004 presidential election. URL: www.elsevier.com/locate/leaqua (Проверено 28.08.2016)
46. The Economist: The man who screwed an entire country. 2011. URL: http://www.economist.com/node/18805327 (Проверено 28.08.2016)
47. The Economist: Addio, Silvio. 2011. URL: http://www.economist.com/node/21538180 (Проверено 28.08.2016)
48. The Economist: The end of Berlsuconi. 2011. URL: http://www.economist.com/blogs/newsbook/2011/11/ end-berlusconi (Проверено 28.08.2016)
49. The Economist: Silvio Berlusconi. Ciao. 2011. URL: http://www.economist.com/blogs/newsbook/2011/11/silvio-berlusconi (Проверено 28.08.2016)
50. The Economist: Italy and the euro zone. That’s all, folks. 2011. URL: http://www.economist.com/node/21538161 (Проверено 28.08.2016)
51. The Economist: Italy’s election. Basta, Berlusconi. 2006. URL: http://www.economist.com/node/6772333 (Проверено 28.08.2016)
52. The Economist: Fit to run Italy? 2001. URL: http://www.economist.com/node/593654 (Проверено 28.08.2016)
53. The Economist: Dear Mr. Berlusconi. 2003. URL: http://www.economist.com/node/1957150 (Проверено 28.08.2016)
54. The Economist: An Italian Story. 2001. URL: http://www.economist.com/node/587107 (Проверено 28.08.2016)
55. The Economist: Silvio Berlusconi. Unfit to lead Europe. 2003. URL: http://www.economist.com/node/1763981 (Проверено 28.08.2016)
56. Garzia D., The personalization of politics in Western democracies: Causes and consequences on leader–follower relationships, The Leadership Quarterly,2011. URL: doi:10.1016/j.leaqua.2011.05.010 (Проверено 28.08.2016)
57. Kaase М. Is There Personalization in Politics? Candidates and Voting Behavior in Germany? International Political Science Review 1994. URL: http://ips.sagepub.com/content/15/3/211.refs.html (Проверено 28.08.2016)
58. Kriesi Н. Department of Political Science. University of Zurich. Personalization of national election campaigns. URL: http://www.psa.ac.uk/journals/pdf/5/2010/1379_1168.pdf (Проверено 28.08.2016)
59. Kempis S. The long 68. Italy’s View of the Protest Movement of 40 years ago. URL: http://www.kas.de/wf/ doc/kas_14378-544-2-30.pdf?080820110057 (Проверено 28.08.2016)
60. Mazzoleni G. A Return to Civic and Political Engagement Prompted by Personalized Political Leadership?
Political Communication, 2000. 17:4. Pp. 325-328.
61. Mancini P. The Berlusconi Case: Mass Media and Politics in Italy Media // Democracy and European Culture / Eds. J. Bondebjerg, P. Madsen. Intellect Books, 2009.
62. Mancini P. Between Commodification and Lifestyle Politics: Does Silvio Berlusconi Provide a New Model of Politics for the Twenty- First Century? Oxford: Reuters Institute for the Study of Journalism. 2011.
63. Mazzoleni G., Sfardini A. Politica pop. Da "Porta a Porta" a "l'lsoal dei famosi". И Mulino, 2009.
64. McAllister I. The Personalization of Politics. Print publication date: 2007 (this edition) Print ISBN-13: 978-0-19-927012-5. Published to Oxford Handbooks Online: September 2009.
65. Moises N. The dangerous cocktail of global money and local politics // Financial Times. – 18.11.2011. URL: http://carnegieendowment.org/2011/11/18/dangerous-cocktail-of-global-money-and-local-politics/8lvg (Проверено 28.08.2016)
66. Naim М. Berlusconi could learn from Nixon // Financial times. – 23.07.2003. URL: http://carnegieendowment.org/2003/07/23/berlusconi-could-learn-from-nixon/2kll (Проверено 28.08.2016)
67. Newell J. L., Bull M. J.. The April 1996 Italian General Election: The Left on Top or on Tap? // Parliam. Aff. October 1996; 49. Pp. 616 - 647.
68. La Repubblica: Forza Italia festeggia dieci anni per la parata riappare Berlusconi. 2004. URL: http://www.repubblica.it/2004/a/sezioni/politica/festaforza/festaforza/festaforza.html (Проверено 28.08.2016)
69. Orsina G. Berlusconism and Italy: a historical interpretation. Palgrave Macmillan, 2014. p. 169.
70. Ventura S. Il racconto del capo: Berlusconi e Sarkozy. Rome-Bari: Laterza, 2012.