Логистические компании мира и их влияние на мировую политику

Бурнасов Александр Сергеевич – доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета. E-mail: burnasov@mail.ru

 

Процессы, инициированные глобализацией, способствовали изменению позиций старых акторов международных отношений, а также формированию новых. Рожденные в условиях конкурентной борьбы между предприятиями промышленности за рынки национальных государств, логистические компании стали весомым негосударственным актором международных отношений. Их услугами пользуются практически все жители мира. Их названия знакомы каждому: TNT, UPS, DHL, FM-Logistic, Kuehne & Nagel, Schenker, STS Logistics и др. На основе успехов от их деятельности рассчитываются индексы глобализации. Например, индекс доступности логистических услуг (Logistics Performance Index), где первые места занимают Сингапур, Финляндия и Нидерланды, а Россия – лишь на 95-м месте.

Понять, кем являются логистические компании, невозможно без понимания логистики как вида экономической деятельности. Совет логистического менеджмента США (CLM), один из ведущих международных институтов, занимающихся разработкой и формулированием терминологии в логистике, дает такое определение этому виду деятельности: «Логистика – процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.

Логистическая компания – это организация, способная решать задачи логистической направленности для своих клиентов: от выполнения отдельных операций в сфере логистики до предоставления комплексных услуг и интегрированного управления логистическими цепочками клиента. Фактически логистические компании работают на рынке аутсорсинга. Основными клиентами являются коммерческие предприятия различных форм собственности и размеров. Среди преимуществ услуг логистических операторов можно отметить следующие:

– во-первых, значительная экономия времени при создании и трансформации логистической системы предприятия. Компания-покупатель логистических услуг может сконцентрироваться на своей ключевой компетенции, например производстве или обслуживании потребителя;
– во-вторых, разделение ответственности за управление товарными, информационными и финансовыми потоками. Компания-покупатель в условиях мировой экономики часто не имеет средств и иных возможностей качественно организовать отдельные этапы логистической цепочки обслуживания конечного потребителя самостоятельно. Логистические компании могут выполнить эту задачу с требуемым уровнем качества;
– в-третьих оперативная и оптимальная настройка логистической системы. В условиях изменяющегося спроса у производителя возникают сложности при изменении отдельных элементов логистической системы, например при снижении объемов хранения продукции, сокращения количества используемого автотранспорта. С этими задачами логистической компании справиться гораздо проще, грамотно перераспределяя инфраструктуру между несколькими клиентами;
– и, наконец, в-четвертых, это передача непрофильных функций профессионалам. Логистические компании не стремятся выполнять все операции самостоятельно. Они управляют цепочками профессионалов в узких сферах деятельности, используя опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применяя их ноу-хау и специфические технологии, в результате получая высокое качество и низкую себестоимость.

Услугами логистических операторов являются перевозки различными видами транспорта, хранение товаров на складах, управление логистической инфраструктурой, таможенное оформление товаров, комплексное управление логистической системой предприятий, управление внешним документооборотом компаний, экспресс-доставка, почтовые услуги, финансовый контроль сделок, инкассация, охрана товара и многое другое.
Ключевыми задачами логистических компаний являются увеличение оборота, сокращение издержек при улучшении организации и контроля логистической системы, оптимизация бизнес-процессов, операций и функций в целях сокращения затрат, учет и контроль товаров в цепи поставок. В настоящее время логистические компании в цепочке поставок товаров занимают промежуточную позицию между производителем и рынком, а также между сырьем и производителем. Логистические компании напрямую влияют на стоимость конечного товара. Чем выше конкуренция между логистическими компаниями на локальном рынке, тем ниже стоимость их услуг. Международные логистические компании фактически получают процент от прибыли и напрямую заинтересованы в увеличении товарооборота.  

Логистические компании являются одним из видов ТНК. Их развитие в международном плане напрямую связано с процессом глобализации. Отметим несколько причин, которые привели к появлению и развитию логистических компаний. Первой причиной стал глобальный рост в 70-х гг. XX в. стоимости топлива и последующий рост стоимости транспортных услуг. Перевозки товаров на автомобилях с большим объемом потребления топлива приводили к значительному росту цен. В тот период времени малотоннажные автомобили городской дистрибуции потребляли 30–40 литров на 100 км против 7–15 литров в настоящее время. Мгновенно изменить объем потребления топлива нескольких тысяч автомобилей было невозможно. Практически единственным разумным выходом стал пересмотр стратегий транспортных компаний и разработка более рациональных маршрутов движения транспорта.

Второй причиной послужило достижение высокой эффективности производств. На производстве во многом были устранены недостатки конвейерной сборки. На 1980–1990-е гг. приходится закрытие производственных подразделений и цехов, прежде занимавшихся устранением недостатков сборки конвейера. Как следствие, эффективность производства достигла максимума. В это же время системы снабжения предприятия ресурсами и распределения товаров характеризовались значительным числом издержек.
Третьей составляющей стало изменение пропорций хранения продукции у участников рынка. Если в прежней пропорции хранения готового к продаже товара доля розничных торговцев составляла 50 и 50% у оптовиков и производителей, то в конце XX в. у розничных торговцев находилось лишь 10% товаров и 90% – у производителей и оптовиков. В результате возросла роль транспортных компаний в качестве обслуживания потребителя. От своевременности поставок стало зависеть наличие товара на полках магазинов.

Ключевые слова: Логистика, логистическая компания, ТНК.

Примечания
1. Logistics Performance Index URL: http://siteresources.worldbank.org/TRADE/Resources/239070-1336654966193/LPI_2012_rankings.pdf
2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика. М.: Эксмо, 2008. С. 27.
3. История Wal-Mart. URL: http://corporate.walmart.com/our-story/heritage
4. Кластерная политика Калужской области URL: http://forum.economy.samregion.ru/sites/default/files/materials/Shereikin_kaluzhskaya_
oblast.pdf
5. Baltic Dry Index Url: http://www.bloomberg.com/quote/BDIY:IND
6. Baltic Dry Index URL: http://stockinfocus.ru/2012/07/29/chto-takoe-baltic-dry-index/
7. Панамский канал URL: http://panama.ru/content/news/index.php?news=4730