Религиозные акторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития

Толкачев Виталий Валерьевич – к.и.н., доцент кафедры мировой политики и международного права факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. E-mail: tolkatchev_v@mail.ru

 

Вся статья: 

В эпоху глобализации, научно-технического прогресса и информационно-коммуникационной революции все сильнее виден рост взаимозависимости и взаимовлияния событий в разных регионах, странах, а также действий определенных групп населения и отдельных индивидов. В этой обстановке комплексный анализ поведения любых действующих лиц международных отношений все более и более актуализируется. При возрастающей скорости передачи данных, расширении доступа к информации все большего количества людей необходимо намного серьезнее относиться к этническим, культурным, религиозным, цивилизационным особенностям окружающих, чтобы избежать нежелательных последствий, многие из которых могут носить даже глобальный характер.

Не все данные факторы имеют равное значение в определении той или иной реакции на какие-либо события, степень их влияния определяется особенностями политико-экономического развития в каком-либо регионе на определенном этапе истории. Например, большинство мыслителей XVIII – XIX столетий скептически относились к будущему религии, а в ХХ в. один из известных социологов религии Питер Людвиг Бергер писал в «Нью-Йорк Таймс» в апреле 1968 г., что «в начале XXI в. религиозных людей, вероятно, удастся найти разве что в небольших сектах, жмущихся друг к другу в своем сопротивлении светской культуре».

Однако события, произошедшие в мире примерно c 1970-х гг., показывают возвращение религиозности в массовое сознание и соответственно на «серьезные» места в работах исследователей, что даже побудило ученых характеризовать все чаще некоторые процессы как «новое Средневековье». Данный термин, следует отметить, приобрел большую популярность у многих исследователей различных периодов современной истории для характеристики процессов социально-политического и экономического характера как в конкретном государстве, так и на международной арене. В этом смысле близко по духу и определение Н.А. Бердяева, данное им в соответствующей работе «Новое Средневековье» (1924), под которым он понимал ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа.

Таким образом, необходимо подчеркнуть главное: в современной мировой политике происходит рост «негосударственного» сознания людей, приводящий либо практически к равнозначности государственного и религиозного (в нашем случае) сознания человека, либо к приоритету последнего над первым, когда человек более привержен неким религиозным акторам, в том числе международным, чем своему государству. Это подкрепляется развитием средств коммуникации, позволяющим людям контактировать друг с другом напрямую.

Известно, что фундаментальные основы многих политико-идеологических установок западных стран базируются на христианских ценностях, на деятельности исламских государств отражаются особенности мусульманских доктрин и концепций, на общественно-политическую жизнь народов Азии влияют особенности их господствующих религий (буддизма, индуизма и т.д.). Религиозные установки, безусловно, видны в системах воспитания разных народов, где с детства закладываются определенные культурные стереотипы поведения. Религии и соответственно религиозные организации имеют, таким образом, «долгосрочное» влияние через мировоззренческие и моральные установки, отражающиеся на формировании направлений внутренней и внешней политики той или иной страны.

Примечательно, что в 2008 г. Национальным советом по разведке США был опубликован доклад «Глобальные тенденции-2025: изменяющийся мир», авторы которого утверждали, что XXI в. будет отмечен возрастанием в политике влияния религиозных организаций и увеличением количества религиозных конфликтов. Определяющее значение в этом будут играть процессы глобализации и появление так называемых сетевых обществ. Социальные сети, создаваемые религиозными структурами, могут иметь большую эффективность, чем, в частности, национальные сообщества. Определяющее значение здесь имеют глобальные массовые коммуникативные средства, в первую очередь телевидение и Интернет, когда проповедники воздействуют на взгляды и мнения самой разнообразной аудитории, разбросанной по различным уголкам земного шара.

Ключевые слова: Глобализация, глобальные проблемы, религии, религиозные организации, христианство, ислам, секты.

Список литературы

Gergely Rosta. «Secularization or Desecularization in the Work of Peter Berger, and the Changing Religiosity of Europe» // http://www.crvp.org/book/Series07/VII-26/chapter-14.htm (дата обращения: 10.10.2012)
Бердяев Н.А. Новое Средневековье (Размышление о судьбе России). http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn010.htm (дата обращения: 05.11.2012)
Круг П.Г., Маякова Л.В. Борьба за природные ресурсы в будущем примет форму войн за веру – http://religion.ng.ru/politic/2009-04-01/6_razvedka.html (дата обращения: 05.11.2012)
О роли религиозных акторов в современных мировых политических процессах // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №1. С.257-261 (http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/10/vestnik_10-27_kasatkin.pdf);
Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. Выпуск №1/2008. // http://www.socionauki.ru/journal/articles/129831/
Еленский В.Е. Религия в глобальной политике: конец ХХ – начало XXI веков // http://www.religiopolis.org/documents/3292-ve-elenskij-religija-v-globalnoj-politike-konets-hh-nachalo-hhi-vekov.html
Касаткин П.И. Русская православная церковь как актор современной мировой политики // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №6. С.141-151. (http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/15/16_kasatkin.pdf)
Акт о каноническом общении 4/17 мая 2007 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/155920.html (дата обращения: 05.11.2012)
Независимая газета (НГ-религии), 31.01.2001.// http://religion.ng.ru/facts/2001-01-31/2_vesti.html (дата обращения: 05.11.2012)
Двадцатилетие официальной регистрации Свидетелей Иеговы в России: численный рост вопреки противодействию / http://www.jw-russia.org/news/stpetersburg/release20110330_u.htm (дата обращения: 05.11.2012)
Супертерроризм: новые вызовы нового века. Научные записки ПИР-Центра.  2002. №20. С187.
Наумкин В.В. Ислам как коллективный игрок? // Международные процессы. Том 4. Номер 1(10). Январь-апрель 2006. – http://www.intertrends.ru/tenth/004.htm; Глава 23. Ислам как «коллективный игрок» // Современная мировая политика: прикладной анализ / отв. ред . А.Д. Богатуров. М.: Аспект-пресс, 2010. С.438-456.
Samir Amghar. Acteurs internationaux et islam de France / http://www.cairn.info/revue-politique-etrangere-2005-1-page-21.htm; Akgönül Samim. Islam turc, islams de Turquie acteurs et réseaux en Europe – http://www.cairn.info/revue-politique-etrangere-2005-1-page-35.htm
In Europa leben gegen­wärtig knapp 53 Millionen Muslime. Zentralinstitut Islam-Archiv stellt neue Europastatistik vor / http://islam.de/8368.php (дата обращения: 10.10.2012)
Захарченко А. Исламские общества внутри Евросоюза? / http://www.intertrends.ru/fourteen/007.htm (дата обращения: 10.10.2012)
Muslims in Europe: Promoting Integration and Countering Extremism. Congressional Research Service, September 7, 2011. P.15. /http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL33166.pdf (дата обращения: 10.10.2012)
Повразнюк К.В. Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии http://www.politex.info/content/view/763/30/ (дата обращения: 10.10.2012)
The World Factbook / https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/xx.html (дата обращения: 10.10.2012)