Интернет-активность российских вузов в 2012 г. по оценке Webometrics

Большова Наталья Николаевна – к.полит.н., начальник Управления научной политики МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 
Харкевич Максим Владимирович – к.полит.н., старший преподаватель кафедры мировых политических процессов, МГИМО(У) МИД России. E-mail: m.kharkevich@inno.mgimo.ru
 

 

Вся статья: 

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации, которое определяет правила размещения информации на официальных сайтах образовательных организаций. Новый «Порядок» разработан в соответствии с частью 3. Ст. 29 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и призван обеспечить открытость и доступность информации о структуре, кадровом, научно-исследовательском потенциале и различных программах образовательной организации. Обязательным требованием для университетов становиться также размещение и обновление информации о направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности организации.

Принятие подобного документа, устанавливающего обязательные требования к веб-сайтам всех российских вузов, свидетельствует не только о стремлении правительства обеспечить большую открытость вузов для российского общества, но и о возросшей роли веб-сайтов в развитии вузов, в том числе в оценке конкурентоспособности их образовательной и научной деятельности на региональном и мировом уровнях. Именно веб-сайт вуза используется рейтингом университетов мира «Webometrics» (разработан в 2004 г. испанской исследовательской группой Cybormetrics Lab3) в качестве главного источника всей информации о вузе, необходимой для оценки качества его образовательной и научной деятельности. На сегодняшний день «Webometrics» является одним из наиболее авторитетных университетских рейтингов. В качестве его сильных сторон отмечают широкий охват вузов мира, высокую степень прозрачности методологии и результатов, а также открытые «правила игры» для всех участников, независимо от таких факторов, как например, статус, профессиональная направленность, специализация и т.п. На официальном сайте «Webometrics», в частности, заявляется, что данный рейтинг строго придерживается Берлинских принципов ранжирования высших учебных заведений, его «конечной целью является постоянное улучшение и совершенствование методологии ранжирования в соответствии с набором согласованных принципов передовой практики».

В академической среде распространено мнение, что в отличие от показателей других академических рейтингов, отражающих отдельные аспекты образовательной деятельности и результаты научных исследований, веб-индикаторы рейтинга «Webometrics» дают более полное представление о вузе, так как отражают его сетевую активность, присутствие в интернете преподавателей, сотрудников, студентов. При этом, как известно, методология «Webometrics» построена в основном на количественных методах анализа, в то время как другие мировые университетские рейтинги (THE Rankings, QS World University Rankings, ARWU), помимо количественных методов, учитывают также качественную оценку.

Список источников и литературы:

1. Постановление Правительства «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
2. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. http://internetlab.cindoc.csic.es
4. Berlin Principles on Ranking of Higher Education Institutions [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.che.de/downloads/Berlin_Principles_IREG_534.pdf
5. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Роль веб-политики в конкурентоспособности вуза (результаты международного рейтинга университетов мира «Webometrics» - январь 2009).
6. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=51993
7. http://www.webometrics.info/en/Europe/Russian%20Federation?page=0
8. Boudourides, M. A., Sigrist, B. & Alevizos, P. D. (1999). Webometrics and the Self- Organisation of the European Information Society: Draft report of the SOEIS project. Retrieved March 12, 2007. URL: http://www.cindoc.csic.es/cybermetrics/pdf/14.pdf; Leydesdorff, L., & Curran, M. (2000). Mapping University-Industry-Government relations on the Internet: The construction of Indicators for a Knowledge-Based Economy. Cybermetrics, 4(1). Retrieved January 7, 2005. URL: http://cybermetrics.cindoc.csic.es/cybermetrics/articles/v4i1p2.html; Leydesdorff, L. (2001). Indicators of innovation in a knowledge-based economy. Cybermetrics, 5 (1). Retrieved May 12, 2007, URL: http://cybermetrics.cindoc.csic.es/pruebas/v5i1p2.htm; Leydesdorff, L. (2003). The mutual information of university-industry-government relations: An indicator of the Triple Helix dynamics. Scientometrics, 58(2), 445- 467;
9. Etzkowitz, H., & Leydesdorff, L. (1995). The Triple Helix: University-industry- government Relations. EASST Review, 14(1). Retrieved March 12, 2007, from http://www.easst.net/review/march1995/leydesdorff
10. Smith, A. & Thelwall, M. (2002). Web Impact Factors for Australasian universities, Scientometrics, 54(1-2), 363-380.