О межвузовском семинаре «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения»

Веденина Людмила Георгиевна – д.филол.н., профессор МГИМО(У) МИД России. Е-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

В МГИМО 14–15 июня 2012 г. прошел семинар преподавателей иностранных языков «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения», который отметил десятую годовщину своего существования. Рождение семинара, его цели и задачи Семинар был организован в МГИМО в 2003 г. и традиционно проводит свои заседания в помещении Университета. В работе семинара принимают участие представители сорока научных и учебных учреждений нашей страны и соседних республик (Российской Федерации, Беларуси и Молдовы), среди них три института РАН, шесть московских вузов и вузы Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Пятигорска, Калининграда, Рязани, Тулы, Твери, Курганска, Челябинска и ряда других городов.

Семинар ставит перед собой задачи: а) быть в курсе отечественных и зарубежных исследований в области науки о языке и лингводидактики; б) вносить посильный вклад в разработку проблем новой лингвокультурологической дисциплины – лингвострановедения (применительно к учебной ситуации нашего Университета – преподаванию иностранного языка как языка специальности).

Такая постановка задач была вызвана возросшим интересом к науке лингвокультурологии, которая выдвинула на первый план необходимость изучения языка в контексте культуры. Лингвокультурология (этнолингвистика, лингвоантропология) отпочковалась от культурологи (философии) в 60-х гг. XX в. Она оформилась в самостоятельную дисциплину после выхода в свет специального номера американского журнала «Этнография речи» (1964 г.) со статьями ряда известных исследователей, среди которых были Лабов (V. Labov), Холл (E.T. Hall), Хаймс (D.H. Hymes). Эти авторы констатировали назревшую необходимость объединить усилия нескольких научных дисциплин (лингвистики, истории, антропологии, этнографии, социологии) в целях раскрытия огромного потенциала языка человека.

Список литературы:

1. Л.Г. Веденина. Иноязычная культура и обучение иностранным языкам – «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения». Первый межвузовский семинар по лингвострановедению. 6 февраля 2003 г., ч I. М.: МГИМО(У) МИД России, 2003, С. 10-16.
2. Московский государственный институт международных отношений / Кафедра французского языка №1 / Веденина Л.Г. Программа лингвострановедческого курса «Франция сегодня» (на французском языке) для студентов третьего-четвертого курсов факультетов МО и МИ // Утверждена на заседании Научно-методического совета по иностранным языкам 19 апреля 2001 г.
(Протокол №9). Москва, 2001.
3. Л.Г. Веденина. Мир фауны в языковых картинах мира. §1. Основные принципы лингвострановедческого анализа в сб. Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. // Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению. – Москва, 14–15 июня 2007 г., ч. II Концептосфера. Мир животных в аспекте лингвострановедения. М.: МГИМО-Университет, 2008, С. 139–144.