Реформирование послевузовского образования в России: опыт МГИМО

Харкевич Максим Владимирович – к.полит.н., старший преподаватель кафедры мировых политических процессов, МГИМО(У) МИД России. E-mail: m.kharkevich@inno.mgimo.ru
Касаткин Петр Игоревич – к.полит.н., нач. отдела докторантуры и аспирантуры МГИМО(У) МИД России.
E-mail: kasatkin@mgimo.ru
Касаткин Петр Игоревич

 

Вся статья: 

В начале ХХI в. распространение и развитие информационных и коммуникативных технологий позволили не только государствам, но и другим акторам – НПО, ТНК, внутригосударственным регионам и мегаполисам, различным движениям и т.п. – активно взаимодействовать на глобальном уровне в принципиально иных масштабах и тем самым активно влиять на политические процессы. В результате границы между политикой, экономикой и образованием стали прозрачными, как и границы между национальными государствами, что явилось вызовом национальному суверенитету и всей государственно-центристской мировой системе в целом. Новые акторы стали той силой, которая способна «оказывать влияние на ценности, поведение и коллективный выбор больших групп людей и таким образом опосредованно влиять на процесс принятия решений во властных структурах».
Качество и содержание этого влияния потребовали принципиально иного уровня подготовки кадров. Различия в уровне образования в результате становятся главной причиной различий доходов. По данным В. Иноземцева, в США с 1978 по 1987 г. в среднем доходы работающих выросли на 17%, в то время как доходы выпускников колледжей – на 48%. При этом у лиц с незаконченным высшим образованием они фактически упали на 4%3. Высшее образование становится все более привлекательным, а количество студентов в стране – индикатором ее успешного развития. Высшее образование в современном мире претерпевает удивительные метаморфозы, становясь одной из ведущих сфер реформирования, интеграции, международного сотрудничества и т.д. 2011–2012 гг. ознаменовались принятием комплекса мер по совершенствованию нормативного регулирования подготовки аспирантов
и деятельности диссертационных советов в системе послевузовского образования в России. Ряд принятых нормативных документов внес существенные изменения в порядок деятельности Высшей аттестационной комиссии, Министерства образования и науки, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, диссертационных советов. Внесены коррективы в порядок лицензирования и государственной аккредитации послевузовских образовательных программ, утвержден регламент открытия докторантур и аспирантур в высших учебных заведениях и научных организациях. Все вышеперечисленные нормативы введены с целью упорядочить деятельность диссертационных советов и аспирантур в России, повысить качество научных трудов и конкурентоспособность отечественной науки.

Список источников и литературы:

1. Amos K., Keiner E., Proske M., Radtke F-L. Globalisation: autonomy of education under siege? Shifting Boundaries between Politics, Economy and Education / European Educational Research Journal. 2002. Vol. 1. № 2. - p.193–213// www.wwwords.co.uk/pdf/viewpdf.asp?j=eerj&vol=1&issue=2&year=2002&article=Introduction_EERJ_1_2&id=83.237.12.193
2. Михеев А.Н. Неправительственные объединения как акторы мировой политики / А.Н. Михеев // «Приватизация» мировой политики: локальные действия – глобальные результаты: коллективная монография; под. ред. М.М. Лебедевой. М., 2008. С. 130.
3. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: “Academia” – «Наука», 1999.
4. ria.ru/edu_higher/20120905/743789882.html
5. www.itogi.ru/archive/2007/48/11409.html
6. www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m396.pdf
7. www.mgimo.ru/news/inno/document229653.phtml
8. www.минобрнауки.рф/новости/2775