Самопожертвование учёного в изображении отечественного кино

Светлана Михайловна Медведева – к. полит. н., доцент кафедры философии МГИМО(У) МИД России. E-mail: svetamedvedeva@mail.ru.
 
Вся статья: 

В статье анализируется эволюция темы самопожертвования учёного в отечественном кино начиная с 1930-х гг. до настоящего времени. Исследование основывается на подходе Вебера и Мёртона, которые занимались проблемой влияния религии на становление современной науки. В этом контексте научная деятельность может рассматриваться как вариант религиозного служения. Именно подобная связь способствует переносу на образ научного работника черт, более типичных для служителя культа: самопожертвование, аскетизм, беззаветная преданность идеалу. Как показано в статье, эти псевдорелигиозные черты были сохранены в образе учёного, во всяком случае, в кино. Тема самопожертвования выступала в качестве своеобразного критерия подлинности научных устремлений. Можно выделить три этапа изображения морального выбора учёного: 1) сталинский период, 1930–1950 гг.; 2) период оттепели и застоя, до середины 1980-х гг.; 3) постсоветский период. В каждую из обозначенных эпох формируются собственные субтрадиции изображения учёных. В конце советского периода тема жертвы оказалась исчерпанной. Учёные–герои кинолент либо утратили способность к самопожертвованию, омещанились, либо их самопожертвование оставалось бесплодным. В постсоветском кино трагические настроения усилились: учёный должен жертвовать, чтобы не заниматься наукой, чтобы остаться человеком. По сути, это означает, что наука больше не стоит жертв. Подобные умонастроения свидетельствуют о духовном кризисе, в котором оказалась современная российская интеллигенция.

Ключевые слова: кинематограф, наука, религия, этика, научная этика, образ учёного, моральный выбор, самопожертвование, творчество.

Список литературы
1. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
2. Зудина А.А. Наука и образ учёного в советском кино (1928–1986 годы). // ОНС. 2011. № 5. С. 167–76.
3. Коннов В.И. Влияние культурного контекста на развитие науки в России: социально-психологический взгляд // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 242–249.
4. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино / Н.А. Лебедев. М.: «Искусство», 1965. 373 с.
5. Медведева С.М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4. С. 278–286.
6. Медведева С.М. Проблема политического стереотипа в зарубежной политической психологии // М.: МГИМО-Университет, 2005. 147 с.
7. Медведева С.М. Российская наука и государство: образ учёного в современном российском кино // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2. С. 184–192.
8. Медведева С.М. Учёные об учёных: попытка реконструкции образа российского учёного по материалам «Вестника РАН» // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1. С. 171–178.
9. Мёртон Р. Социальная теория и социальная структура/ Р. Мертон. М.: Хранитель, 2006. 873 с.
10. Чехов А. П. Н.М. Пржевальский /А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 тт. Т. 16. М.: Наука, 1979. С. 236–237.
11. Юревич А.В. Социальная психология науки/ А.В. Юревич. СПб: РХГИ, 2001. 350 с.
12. Kirby D.A. Cinematic science / Handbook of Public communication of science and technology. N.Y., Routladge, 2008. P. 41–57.
13. Rokeach M. The Nature of Human Values/ М. Rokeach. N.Y., Free Press, 1973. 438 р.