Слово о скульпторе Ю. Злоте

Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович – д.и.н., почетный профессор МГИМО(У) МИД России, выпускник 1954 г. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

В новом здании МГИМО 19 февраля 2013 г. с большим успехом прошла выставка скульптурных произведений заслуженного художника России Юрия Викторовича Злоти. На выставке были представлены более двух десятков отлитых в бронзе скульпурных произведений, созданных мастером в последние годы. Открывая экспозицию, на которую пришли более 200 студентов разных факультетов Университета, проректор И.А. Логинов отметил, что встречи с деятелями культуры в этом современном здании и размещение в холлах художественных произведений отечественных и иностранных художников имеют целью содействовать культурному и эстетическому развитию молодежи. Это становится хорошей традицией в нашей аlma mater.

Во вступительном слове Ю. Злотя пояснил не только художественный замысел, но и философский смысл созданных им образов, таких, как «Ноев ковчег», «Машина», «Капля» и др. «Скульптура – доступный вид искусства, – сказал мастер. – Достаточно лишь разъяснить, что этот вид искусства можно потреблять на уровне ощущений. Главное – честно себе признаваться, что нравится, а что нет. Другое дело – сам художник: скульптор обязан быть носителем экологии эстетического. Ощущения можно понимать как драматургию произведения, его пластический язык, а главное – как чистую энергетику произведения. Именно она, эта энергетика, переходит к зрителю от художника-творца. Это в идеале. А на деле случаются малоприметные успехи в области формы, которые оказываются гораздо важнее основательного труда мастера. В этом смысле непредсказуемы пути воздействия скульптур на зрителя, они взыскуют от него определенного чувственного труда, и нередко бывает, что зритель, боясь потрудиться, отступает. Я думаю, что в этой связи зрителям нужны определенные пояснения скульптора, дабы не отвратить его псевдо загадочностью искусства.

С годами я все больше убеждаюсь в воздействии трехмерности форм на восприятие человека. И качественное осмысление художником собственного труда несет в себе не только эстетическое, но и терапевтическое воздействие. «Капля», которая стоит в центре зала, трактуется мной как сущность между «вчера» и «завтра», то есть «сегодня». Это человеческая судьба, жизнь, движение из пункта А в пункт В или сверху вниз. Оно может быть коротким, а может – и планетарного масштаба. В намеренно гиперболизированной работе «Колыбельная» я говорю об огромной, всеобъемлющей и питающей нас материнской любви. Это и образ матери-Земли, и каждой матери на земле нашей. Эта скульптура стоит у моего дома на улице. Я ее вижу каждый день. Смотрю на нее строго, и все же она мне нравится. Ее формы меня успокаивают, и я думаю, что именно она отсылает меня к жизненно глубинному, первозданному. Мой приятель, поэт Михаил Якунин, написал к этой работе стихи:

Большое окажется малым,
Как малое станет большим.
И в мире еще не бывалом
Мы интуитивно спешим.

Скульптурой «Аналоговая субстанция» мне захотелось неформально высказаться по теме 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год устраиваются выставки, посвященные годовщине Великой Победы. Я знаю многие произведения современных художников на эту тему, иногда случаются истинные откровения. И я постарался быть откровенным. Вспоминая детские впечатления от юбилеев в связи с войной и от портретов ветеранов, которых с годами все меньше, я видел, что их лица похожи. Думая о том, что их объединяет, я понял: они живут тем временем. Они живы памятью о войне и в этой памяти – боль и воля. Осознание этого меня пробрало до костей. «Аналоговая субстанция» – это мое самовыражение в скульптуре боли, памяти, воли ветеранов Отечественной войны. Самим же названием скульптуры я попытался успокоить вызываемое ею напряжение. Подход к такой эмоционально и информационно сложной теме с сюрреалистических позиций дает возможность достучаться до молодого поколения, которому нужна образная информация, имеющая воспитательное и нравственное значение.