Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США)

Душина Светлана Александровна – к.филос. н., научный сотрудник Центра социолого-науковедческих исследований СПбФ ИИЕТ РАН. E-mail: sadushina@yandex.ru
 
Ащеулова Надежда Алексеевна – к. соц. н., руководитель Центра социолого-науковедческих исследований СПбФ ИИЕТ РАН. E-mail: simar@bk.ru
 

 

Вся статья: 

В статье анализируются системы подготовки аспирантов в Германии и США, выявляются институциональные особенности аспирантских программ, их связь с академическими системами в целом. На основании документов, немецких статистических баз данных, представлены социально-демографические характеристики докторантов (рromovierende), в том числе по исследованиям в предметных областях, по типу трудовой занятости, по финансированию проектов. В статье даются особенности мобильных процессов в рамках национальных аспирантур. Авторы констатируют, что ключевым моментом в организации научных исследований является общественное признание науки и социальный статус ученого.

В настоящее время российский образовательный менеджмент энергично внедряет новые формы организации научной деятельности, отмеченные печатью глобализации. Очередная классификация вузов на глобальные, отраслевые и региональные, создание лабораторий под руководством ведущих зарубежных исследователей, стремление войти во что бы то ни стало в мировые рейтинги и даже выделение грантов для этой цели наиболее амбициозным университетам – следствие этой стратегии. Подобного рода трансформации вызывают исследовательский интерес к организации национальных академических систем, критериям их эффективности, о чем свидетельствует поток отечественных и зарубежных публикаций.

Структурные изменения, наметившиеся в российской научно-образовательной среде, касаются всех институций, в том числе и аспирантуры, вокруг которой давно ведутся серьезные дискуссии: увеличивать или сокращать число аспирантов, сколько лет обучать, на какую модель ориентироваться? Эти вопросы заставляют обратиться к опыту организации аспирантуры в других странах, прежде всего Германии и США как наиболее конкурентоспособным академическим системам. Государственная научная политика этих стран рассматривает сегодня получение степени не просто как бескорыстное стремление к знанию, а генерация новых знаний становится важнейшим стратегическим ресурсом в инновационной экономике.

Ключевые слова: аспирант, институциональная структура, академическая система, мобильность, социальный престиж.

Список источников и литературы:

1. Clark B.R. Places of Inquiry: Research and advanced Education in modern Universities. University of California Press, 1995. P. 44
2.  Лебедева М.М., Барабанов О.Н., Никитина Ю.А. при участии Касаткина П.И. Аспирантский уровень подготовки по международным отношениям // Вестник МГИМО –
Университета. 2010. №3(12). С. 212
3. Ориоль Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. 2010. Т.4, № 4. С. 27.
4. Doktorand или русский аспирант в Германии, 2008 [Электронный ресурс] URL: http://spb.rabota.ru/vesti/career/doktorand_ili_russkij_aspirant_v_germanii.html Дата обращения: 10 ноября 2012 г.
5. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М.: ВШЭ, 2011. С. 70.
6. Наука, технологии, инновации в России / гл. ред. Л.Э. Мендели. М.: ИПРАН РАН, 2011. С. 11.
7. Интервью с профессором Кристофом Вульфом. Антропология: призвание и профессия // Социология и социальная антропология. 2010. № 3. С. 8.
8. Mau S, Gottschal K. Structurierte Promotionsprogramme in den Sozialwissenschaften // Soziologie, 2008, Jahrgang 37, Heft 1. P. 42
9. Lovvits B., Nelson K. The Hidden Crisis in Graduate Education: Attrition From Ph.D. Programs [Электронный ресурс] URL: http://www.aaup.org/AAUP/pubsres/academe/2000/ND/Feat/lovi.htm Дата обращения: 10 ноября 2012 г.
10. Kehm B.M. Doctoral education in Europe and North America: a comparative analysis 2006 [Электронный ресурс] URL: http://www.portlandpress.com/pp/books/online/fyos/083/0067/0830067.pdf Дата обращения: 10 ноября 2012 г.
11. Nerad M. The PhD in the US: criticism, facts, and remedies. Higher Education Policy, 2004, № 17. P. 187.
12. Wissenschaft weltoffen 2012 (Daten und Fakten zur Internationalität von Studium und Forschung in Deutschland) [Электронный ресурс] URL: http://www.wissenschaftweltoffen.de/publikation/wiwe_2012_mit_links.pdf. Дата обращения: 10 ноября 2012 года.
13. Science and Engineering Indicators 2012, 5 [Электронный ресурс] URL: http://www.nsf.gov/statistics/seind12/pdf/c02.pdf Дата обращения: 10 ноября 2012 г.
14. Barber B. Some patterns and processes in the development of a scientific sociology of science: notes from a sixty-year memoir // Science Studies, 1996, Volume 9, №1. P 28.
15. Личное сообщение д. филос. н., главного научного сотрудника СПбФ ИИЕТ РАН Я.М. Галла.