Российская наука и государство: образ учёного в современном российском кино

Медведева Светлана Михайловна к. полит. н., доцент кафедры философии МГИМО(У) МИД России. E-mail: svetamedvedeva@mail.ru

 
Медведева Светлана Михайловна

 

 

Вся статья: 

Статья посвящена анализу образа учёного на материале российских фильмов о науке последних лет. В работе анализируется два круга проблем:

1) специфика и роль популярной науки в жизни общества;
2) национальные особенности научных культур.

В статье доказывается, что популярная наука не должна рассматриваться в качестве бледной копии настоящей науки. Наоборот, современные модели научной коммуникации предполагают, что уровень популярной науки имеет собственную значимость и способен влиять на состояние уровня профессиональных учёных. В том числе, поскольку область популярной науки менее связана с наднациональными научными нормами, чем академическая наука, весьма вероятно, что она явственнее проявляет национальные особенности научной деятельности. В итоге анализ современных российских кинолент показывает, что сложившаяся ещё в петровские времена традиция, когда самосознание российских учёных самоопределялось по отношению к государству (учёный-госчиновник/учёный-оппозиционер) сохраняется до сих пор.

Фактически интерпретация дилеммы учёный-государственник и учёный-либерал российским кино показывает, что у научного работника нет выбора, так как он проигрывает всегда, а государство – никогда. Учёный в кинофильмах часто символическая фигура, представляющая народ. В этой связи угнетение государством науки превращается в угнетение народа, а сам учёный – в мученика за народ.

Разумеется, подобные настроения созвучны относительно узкой интеллектуальной прослойке россиян. Однако и в этом случае затронутые кинолентами темы не только становятся объектом общественного внимания сейчас, но ещё долго будут будоражить умы как внутри научного сообщества, так и за его пределами. Именно такое представление о безвыходности доли учёного становится благодаря кино предметом общественного внимания.

Ключевые слова: популярная наука, научная коммуникация, научно-исследовательская культура, образ учёного.

Список литературы:
1. Erekson, M. Science, culture and society: understanding science in the 21st century. Malden, Policy Press. 2005. 224 p.
2. Gregory, J. Miller, S. Science in public: communication, culture, and credibility. Cambridge, Basic books, 2000. 304 p.
3. Science and the media. Kennedy D. and Overholser G. (Eds). Cambridge, American Academy of Arts and Sciences, 2010. 96 p.
4. Handbook of public communication of science and technology. Bucchi M, Trench B (Eds.). London and New York, Routledge, 2008. 14 p.
5. Danwoody S. Science Journalism. Handbook of public communication of science and technology. Bucchi M, Trench B (Eds.). London and New York, Routledge, 2008. p. 15–26.
6. Cloıtre M., Shinn T. Expository practice: social, cognitive and epistemological linkages./ Shinn, T. and Whitley, R. (eds) Expository Science. Forms and Functions of Popularization. - Dordrecht: Reidel, 1985, 31–60.
7. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М.: АСТ, 2004. 640 с.
8. Kuhn, T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press, 1962. 264 p.
9. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. 488 c.
10. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. 2nd edition. Chicago, Chicago University Press, 1991. 203 p.
11. Latour B. Science in action. Cambridge, Massachusetts, Harvard university press, 1999. 288 p.
12. Knorr-Cetina K. Epistemic cultures: how the sciences make knowledge. Cambridge: Harvard University Press, 1999. 352 p.
13. Knowing and living in academic research: Convergences and heterogeneity in European research cultures. Felt, U. (Ed.). Prague, Czech Academy of Sciences, 2009. 242 p.
14. Коннов В.И. Влияние культурного контекста на развитие науки в России: социально-психологический взгляд //Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 242-249.