Международно– политические проблемы в развитии общеевропейского образовательного пространства

Чепурина Мария Александровна – аспирант заочной формы обучения по кафедре мировых политических процессов МГИМО(У)МИД РФ, исследователь при Международном секретариате Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Статья подготовлена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований No 11–06– 00393–а «Университет как многоуровневая динамичная структура (компаративистский анализ моделей модернизации российских и зарубежных вузов)». E-mail: maria.chepurina@gmail.com
 
 
Вся статья: 

В статье рассматривается процесс развития Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), открытого странами–участницами Болонского процесса в 2010 г. Это был определенный политический выбор, общеевропейский ответ правительств на континентальные вызовы. В данной работе они сводятся к 5 пунктам: присоединению к процессу ряда государств лишь ради членства в «клубе»; кластеризации пространства на «центр» и «периферию»; социально–по- литическим барьерам академической мобильности; низкому уровню социальной вовлеченности в развитие процесса; слабому позиционированию «Болонского бренда» на международной арене.

Ключевые слова: Высшее образование, международные отношения, Болонский процесс, Европейское пространство высшего образования (ЕПВО).

Примечания
1. Lebedeva M. М. Political consequences of the Bologna Process// International Relations: From Local Changes to Global Shifts // St Petersburg State University Press. St Petersburg, 2007. P.58–64.
2. Макбурни Г. Глобализация: новая парадигма высшего образования. Рычаги глобализации как политическая парадигма выс- шего образования// Высшее образование в Европе. Т. XXVI. 2001. No1.
3. Декларация о Европейском пространстве высшего образования, Будапешт–Вена, 12 марта 2010 г. URL: http://bologna–centr. at.ua/PDF/2010_Budapesht.pdf
4. Ларионова М. В. Формирование общеевропейского образовательного пространства. Задачи для российской высшей школы // Вопросы образования. 2005. No 4. С. 142 –149.
5. Болонья после 2010 г.: Доклад о развитии Европейского пространства высшего образования [Электронный ресурс]//Спра- вочный документ для Группы по контролю за ходом Болонского процесса. Апрель 2009 г. URL: http://www.ond.vlaanderen. be/hogeronderwijs/bologna/conference/documents/Beyond_2010_report_FINAL.pdf.
6. Там же.
7. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства//Вестник МГИМО Университета. 2011. No 2. С.
157 –161.
8. Всемирный доклад по образованию 2009 г. [Электронный ресурс]. Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО. URL: http://www.
uis.unesco.org/Library/Documents/ged09–en.pdf
9. Лебедева М.М. Введение / М.М. Лебедева // Болонский процесс: проблемы и перспективы. М.: Оргсервис, 2006. С. 6–10.
10. Там же.
11. Bologna not to the taste of Austrians and Germans [Electronic resource]// Tmes Higher Education. 31 December 2009.: http://www.
timeshighereducation.co.uk/story.asp?storycode=409733
12. Болонья после 2010 г.: Доклад о развитии Европейского пространства высшего образования. Апрель 2009 г.
13. Leuven and Louvain–la–Neuve Communiqué [Electronic resource]// Bologna Process Secretariat. April 2009. URL : http://www.
ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/conference/documents/Leuven_Louvain–la–Neuve_Communiqué_April_2009.pdf
14. Students and Higher Education Reform: Survey among Students in HEIs in the EU Member States, Croatia, Iceland, Norway and
Turkey. Eurobarometer. Bruxelles. 2009
15. Garner R. The Language crisis in British schools//The Independent. 25 August 2010. [Electronic resource] URL: http://www.independent.
co.uk/news/education/education–news/the–language–crisis–in–british–schools–2061211.html
16. Tomusk V. The Bologna Process and the Enlightenment Project: A Bird’s Eye View from the Bottom of the Slope// European Education:
Issues and Studies. 2008. No2(3).
17. Education at a Glance : OECD indicators. Paris: OECD Publishing, 2008
18. Коммюнике Левенской конференции, URL : http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/conference/documents/
Leuven_Louvain–la–Neuve_Communiqué_April_2009.pdf.
19. Students and Higher Education Reform: Survey. Eurobarometer. 2009
20. The Bologna Process Independent Assessment: the first decade of working on the European Higher Education Area: Vol. 2. Bruxelles:
CHEPS, 2009
21. Детали по данному вопросу можно найти в Russian analytical digest; январь 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.
res.ethz.ch/analysis/rad/details.cfm?lng=en&id=136476
22. Фараносов А. Проблема утечки мозгов из России//International Journal of Russian Studies. 2008. No1: http://www.radtr.net/
dergi/sayi1/faranosov.htm
23. Башкатова А. России угрожает новая утечка рабочих рук//Независимая газета. 26 января 2012 г. [Электронный ресурс] URL:
http://www.ng.ru/economics/2012–01–26/4_emigraciya.html
24. Официальный сайт президентской стипендиальной программы Казахстана «Болашак». [Электронный ресурс] URL: http://
www.edu–cip.kz/grant
25. AdelmanС.TheBolognaProcessforU.S.Eyes:re–learninghighereducationintheageofconvergence.WashingtonD.C.:IHEP,2009