Актуальные проблемы лингводидактики: постановка вопроса

Цветкова Татьяна Константиновна – к.психол.н., профессор кафедры методики преподавания перевода и иностранных языков МГЛУ. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 
 

 

Вся статья: 

Автор предлагает собственную трактовку целей и задач обучения иностранному языку на основе авторской концепции овладения иностранным языком как процесса формирования билингвизма. Конечная цель обучения должна определять не сумму компетенций, а форму билингвизма. Промежуточные цели и задачи обучения должны определяться задачами формирования каждого блока механизма владения иностранным языком.

Определение целей – важный компонент системы обучения, так как цели определяют содержание обучения, то есть предмет системы как деятельности (чему обучать, чтобы достигнуть цели), методы и средства обучения (как и с помощью чего обучать, чтобы достигнуть цели). Цель определяется как потребность, которая удовлетворяется деятельностью, как предмет, на который направлена деятельность в качестве непосредственного результата. Ведущей в обучении иностранному языку является практическая цель. Г.В. Рогова, в частности,  понимает ее как результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привести учащегося от незнания иностранного языка к определенному
владению им.

Ключевые слова: билингвизм, механизм владения языком, цели и задачи обучения иностранному языку.

Список литературы:

1. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку. М.: Высшая школа, 1989. 104 с.
2. Рогова Г.В. Цели и задачи обучения иностранным языкам// Общая методика обучения иностранным языкам/ под ред. А.А.Миролюбова. М.: Русский язык, 1991. С.75-82.
3. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам. 2004. № 1. С.3–8.
4. Методика/ под ред А.А.Леонтьева. М.: Русский язык, 1988. 180 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти, 2004. С.6.
6. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 220 с.
7. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса. Иностранные языки в школе. 1996. №1. С.48–52.
8. Цветкова Т.К. Механизм владения языком как основа для моделирования процессов формирования билингвизма. Филологические науки в МГИМО: сборник научных трудов. №39. М.: МГИМО(У) МИД России, 2010. С. 80–88.
9. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с.