Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе

Воронова Екатерина Юрьевна – д.э.н., профессор кафедры учета, статистики и аудита МГИМО(У) МИД России, научная специализация: бухгалтерский и управленческий учет. E-mail: voronovaeu@gmail.com

 

Вся статья: 

В статье рассматриваются дидактические особенности компетентностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету студентов высших учебных заведений:

– обосновывается необходимость совершенствования отечественного бухгалтерского образования, направленного на уменьшение разрыва между теорией и практикой, производство новых знаний, их распространение и использование через инновационную деятельность; 
– критикуется традиционное решение однотипных задач, связанных с расчетами и направленных на запоминание бухгалтерских проводок, которые ограничивают студентов в возможности развивать аналитические навыки;
– предлагается активное использование кейсов (с целью привития студентам знаний и умений профессионально решать реальные проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться на практике) и проведение семинарского занятия с позиции организации коммуникации по обсуждаемому вопросу (в целях ознакомления студентов с инновационными теоретическими концепциями в области бухгалтерского учета); 
– уделяется внимание изменениям, которые претерпевает роль преподавателя по бухгалтерскому учету, а также формы и методы обучения студентов данной дисциплине вследствие доступа к новейшим компьютерным и телекоммуникационным технологиям; 
– подчеркивается рост автономии и самостоятельности студента, значение профессиональной литературы как важнейшего информационного ресурса бухгалтерского учета. 
 
Наконец, следует сказать, что важнейшим преимуществом компетентностного и междисциплинарного подходов к обучению бухгалтерскому учету является то, что знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе обучения, активно применяются ими в практической де6ятельности.
 
Ключевые слова: бухгалтерский учет, дидактика, обучение, компетентностный подход, междисциплинарный подход, расчетная задача, бухгалтерская проводка, тест, ситуационное задание, коммуникация.
 

Список литературы

1. Воевода Е.В. Социокультурные компетенции в профессиональной подготовке специалиста–международника // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2007. № 8. С. 119–127.
2. Воронова Е.Ю. Управленческий учет: учебник. М.: ЮРАЙТ, 2012.  551 с.
3. Воронова Е.Ю. Формы и способы институционализации управленческого учета в России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 3. С. 100–107.
4. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 178–182.
5. Григорук Н.Е. Статистический учет внешнеторговых операций: международный опыт и российская практика: учебное пособие. М.: ООО Анкил, 2001. 112 с.
6. Раицкая Л.К. Мотивация познавательной деятельности в Интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 207–212.
7. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 7–11.