Глобализация и высшее образование: возможности для России

Харкевич Максим Владимирович – к.полит.н., старший преподаватель кафедры мировых политических процессов, МГИМО(У) МИД России. E-mail: m.kharkevich@inno.mgimo.ru

 

Вся статья: 

В статье рассматривается содержание академического дискурса о высшем образовании в условиях глобализации. Утверждается, что высшему образованию присущи такие качества, как транснационализация, сетевая самоорганизация и маркетизация. Отмечается также, что стратегическое развитие и стратификацию вузов целесообразно анализировать с помощью концепции университета как позиционного блага. Для российской системы высшего образования дается рекомендация переходить от принципов нового государственного менеджмента к идеям «governance». Этот шаг должен обеспечить интернационализацию российского высшего образования при сохранении ее в качестве общественного блага с учетом национальной специфики и исторически сложившихся традиций.

Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Российское высшее образование в общемировом и европейском пространстве: соотношение приоритетов гармонизации и сохранение национальной специфики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (Соглашение № 8560).

Ключевые слова: Высшее образование, глобализация, дискурс, новый государственный менеджмент, «governance».

1. Качанов Д.А. Регионализация, интернационализация и глобализация высшего образования // Право и управление. XXI век. 2009. №1. С. 73-76.
2. См.: Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4. С. 85–93.
3. См.: Налетова И.В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании/
4. Appadurai A. Modernity at large: Cultural dimensions of globalisation. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.
5. Castells M.. The rise of the network society. Oxford, UK: Blackwell, 2000.
6. Spring J. Research on Globalization and Education // Review Of Educational Research. – 2008. – Vol. 78, No. 2, pp. 330–363.
7. Field J. Lifelong education. International Journal of Lifelong Education. – 2001. – 20(1). – P. 3–15; A memorandum on lifelong learning / Commission of the European Communities Commission staff working paper. Brussels, Belgium: European Commission, 2000.
8. Report of the Global Commission on International Migration. Migration in an interconnected world: New directions for action. Geneva, Switzerland: Global Commission on International Migration, 2005. – P. 31.
9. Баранов И.Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. 2012. Т 10, № 1. С 53.
10. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции “Governance” // Полис. 2003. №4. С. 50-58.
11.  Marginson S, Van Der Wende M. Globalization and Higher Education // OECD Education Working Papers, No. 8, OECD Publishing // http://dx.doi.org/10.1787/173831738240
12. Hirsch F. Social Limits to Growth. Cambridge: Harvard University Press, 1976.
13. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. – 2006. Vol. 52. – P. 1–39.
14. Moogan Y., Baron S. and Harris K. Decision-making Behaviour of Potential Higher Education Students // Higher Education Quarterly. - 1999. – Vol. 53(3). - P. 211–228.
15. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. – 2006. Vol. 52. – P. 3.
16. Terenzini P. T., Pascarella E. T. Living with myths: Undergraduate education in America // College Student Affairs Administration / E. J. Whitt (Ed.) Needham Heights: Simon & Schuster Custom Publishing, 1994. P. 173-179.
17. Большова Н.Н., Харкевич М.В. Рейтинги наступают // Эксперты МГИМО. 20.09.11 // http://www.mgimo.ru/news/experts/document210887.phtml
18. Томских А.А. Симметрия и асимметрия высшего образования в условиях глобализации // Социальная и экономическая география. 2012. №1. С. 124-132.
19. Мутко В.Л., Цветков С.А., Антипов М.Л. Глобализация как фактор трансформации системы высшего образования в России // Ученые записки. 2008. № 9(43). С. 61–66.
20. Лебедева М.М. Болонский процесс: проблемы и перспективы. М.: Оргсервис-2000, 2006; Бедерханова В.П., Ерофеев Д.С. Глобальные тенденции развития высшего образования и проблемы вхождения российских университетов в Болонский процесс // Вестник Мордовского университета. 2009. №2. С. 287 – 302.
21. Полохало Ю.Н., Косов Ю.В. Российское высшее образование в условиях глобализации: проблема сохранения национальных традиций и использования зарубежного опыта // Управленческое консультирование. 2007. № 4. С. 112-121.