Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики

Лебедева Марина Михайловна – д.полит. н., профессор, заведующая кафедрой мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: World_Politics@MGIMO.ru
Лебедева Марина Михайловна
 

Барабанов Олег Николаевич – д.полит.н., профессор, зав. кафедрой политики и функционирования ЕС и Совета Европы МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 
 

 

Вся статья: 

В статье рассматривается эволюция университетов в связи с приобретением высшим образованием политикообразующей функции, а также реакция на эту эволюцию со стороны российских государственных органов власти, определяющих образовательную политику. Делается вывод, что «догоняющее развитие» системы высшего образования России может оказаться успешной стратегией включения в конкуренцию за глобальное лидерство в образовательной сфере.

Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Российское высшее образование в общемировом и европейском пространстве: соотношение приоритетов гармонизации и сохранение национальной специфики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг. (Соглашение № 8560).

Ключевые слова: Университет, «мягкая власть», Болонский процесс, российская система высшего образования.

Список литературы:

1. Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире / М.М. Лебедева// Мировая экономика и международные отношения . 2006. № 10. С.69–75.
2. Ларионова М.В. Оценка объемов затрат на обеспечение программ академической мобильности и экономических последствий применения схем финансирования академической мобильности студентов и преподавателей/ В. А. Вайнап и др.; под общ. ред. Е. А. Карпухиной // Академическая мобильность: финансово-экономические и правовые аспекты. М.: Логос,
2008. С. 78-157; Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред. проф. М.М. Лебедевой. М.: Оргсервис, 2006 и др.
3. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал "мягкой силы" России/ М.М. Лебедева, Ж. Фор// Вестник МГИМО - Университета. 2009. № 6 (9).С. 200–205; Панова Е.П. Высшее образование как потенциал «мягкой власти» государства. Вестник МГИМО-Университета. №2 (15). 2011.
4. Ларионова М.В. Анализ подходов к интернационализации в российских вузах в контексте тенденций глобализации: задачи и условия повышения конкурентоспособности и развития экспортного потенциала/ М.Л. Агранович и др.// Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего М.: Логосю, 2010. C. 216–257; Торкунов А.В. Задачи
и вызовы университетской политики// Международные процессы. 2011. Т.9.№ 1 (25). Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/006.htm
5. Декларация о Европейском пространстве высшего образования, Будапешт-Вена, 12 марта 2010 г. Режим доступа: http://bologna-centr.at.ua/PDF/2010_Budapesht.pdf
6. Например, такая совместная программа по международным отношениям существует у трех университетов Германии: Свободного университета Берлина, Потсдамского университета и университета Гумбольдта. И эта программа имеет программу двойного диплома с МГИМО(У).
7. Сайт Международной ассоциация университетов. Режим доступа: http://www.iau-aiu.net/
8. Сайт Евразийской ассоциации университетов. Режим доступа: http://www.eau-msu.ru/
9. Сайт Международной ассоциация президентов университетов. Режим доступа: http://www.ia-up.org/
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
11. Лебедева М.М. Современные тренды мирового развития: новое качество мира // Метаморфозы мировой политики / Под ред. М.М. Лебедевой. М.: МГИМО (У). 2012.
12. Кузьминов Я.И. Академическое сообщество и академические контракты: вызовы и ответы последнего времени// Как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов/ Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 412.
13. Андрущак Г., Юдкевич М. Высшее образование в России: заработная плата и контракты// Как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов/ Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 291.
14. О социальных аспектах ЕГЭ и проектов его реформы см. напр.: Barabanov O. Reforming the Education System in Russia: Mixed Criteria Needed. // http://valdaiclub.com/culture/30880.html
15. Альтбах Ф., Райсберг Л., Пачеко И. Академическое вознаграждение и контракты: мировые тенденции и реалии. // Как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов/ Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М.: Изд. дом ВШЭ. 2012. Табл. 1.1. С. 24.
16. Андрущак Г., Юдкевич М. Высшее образование в России: заработная плата и контракты// Как платят профессорам. Глобальное
сравнение систем вознаграждения и контрактов / Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М.:
Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 297.
17. Подробнее о проблеме «утечки мозгов» из России см. напр.: Barabanov O. Combating Russian Brain Drain. // http://valdaiclub.com/science/29480.html
18. Сивак Е., Юдкевич М. Академический инбридинг: за и против // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 170-187.
19. Подробнее см.: Barabanov O. Putin’s Challenge: Can Russian Universities Join the World Education Leaders. // http://valdaiclub.com/culture/42880.html