Pоль домашнего чтения в профессиональной языковой подготовке экономистов-международников

Гринева Мария Владимировна – ст. преподаватель кафедры английского языка № 2 МГИМО(У) МИД России. E-mail:maria.grineva@mail.ru

 

Вся статья: 

Одной из ключевых парадигм совершенствования системы преподавания иностранного языка в вузах, специализирующихся на подготовке специалистов-международников, является профессионализация всех аспектов языковой подготовки. В статье рассматривается роль занятий по курсу домашнего чтения с точки зрения возможностей его эффективной интеграции в систему профессионально ориентированной языковой подготовки студентов-экономистов. Актуальность темы определяется тем, что изучение английского языка для специальных целей, равно как и распространение коммуникативных методик, ведет к тому, что художественные тексты зачастую рассматриваются как избыточные и лишь «отягощающие» языковую программу. Поэтому возникла необходимость оценки роли и места таких текстов в преподавании английского языка с учетом установки на его профессионализацию.

Специфика чтения иноязычной художественной литературы делает его незаменимым ресурсом формирования всего комплекса языковых навыков учащихся. Однако обучающий потенциал такого чтения в полной мере может быть реализован только при условии соблюдения общих и специальных профессиональных критериев отбора текстового материала для курса профессионально ориентированного домашнего чтения. К ним относятся: эмоциональная сопричастность читателя к проблемам, поднимаемым в книге; низкая степень лингвистических и культурологических девиаций; жанровая доступность художественного произведения; ярко выраженный профессиональный контент.

Руководствуясь этими обстоятельствами, а также установкой на профессионализацию языкового преподавания, автор статьи обращается к «производственной» прозе на примере романов Дж. Гришема и Дж. Мид. Автор приходит к выводу, что эти произведения, удовлетворяющие всем вышеназванным критериям отбора художественного текста, являются уникальным ресурсом формирования широкого комплекса профессионально значимых компетенций будущего экономиста-международника. При этом принципы, лежащие в основе составленных автором учебных пособий по данным книгам, ориентируют студентов на анализ текста именно с точки зрения наличия в нем профессионально значимой информации.

Ключевые слова: профессионально ориентированное чтение,  профессиональные компетенции, экономист-международник, критерии отбора, мотивация.
 

Список литературы

1. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника.  М.: МГОУ, 2009. 141 с.
2. Воевода Е.В. Профессиональная языковая подготовка специалистов-международников: вопросы дидактики // Вестник МГИМО. 201. № 1(28). С. 9-12. 
3. Гринева М.В. Пособие по домашнему чтению по роману Дж.Гришема «Фирма». [Электронный ресурс] / Режим доступа:    mgimo.ru/study/faculty/meo/eng2/docs/119558/
4. Житинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998. 158 с.
5. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. 2012. № 4(25). С. 86.
6. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 2005. 253 с.
7. Brumfit Ch. and Carter R. Literature and Language Teaching. Oxford University Press, 1991. 289 p.
8. Collie J. and Slater S. Literature in the Language Classroom. Cambridge University Press, 2005. 266 p.
9. Scrivener J. Learning Teaching. Macmillan Education, 2011.  431 p.