Развитие коммуникативных компетенций студентов посредством тренинговых программ

Лазарева Анастасия Владимировна – к.ф.н., доцент кафедры английского языка № 5 МГИМО(У) МИД России. E-mail: asyalazarava@gmail.com

 

Вся статья: 

В статье автор исследует возможность повышения мотивации и развития коммуникативных компетенций студентов посредством осуществления групповой работы в форме психолингвистического тренинга, проводимого на языке специальности. Психолингвистический тренинг, в свою очередь, рассматривается автором как метод активного психолого-педагогического воздействия, в дальнейшем способствующий оптимизации взаимодействия в профессиональной деятельности, личностному росту, развитию лидерских качеств и навыков сотрудничества.

Проведение данного тренинга на английском языке, то есть языке специальности его участников, способствовало не только повышению их мотивации к освоению иностранного языка, развитию их речевых способностей, снятию языковых барьеров в условиях искусственно созданной языковой среды, но также и приобретению позитивного опыта отношения к себе и окружающим, взаимодействию с ними. Во время осуществления  поэтапной тренинговой работы участники группы демонстрировали все стадии групповой динамики, хорошую работоспособность, высокий уровень эмоциональной вовлеченности в процесс.

Автор отмечает, что именно последнее в большей степени благоприятным образом сказалось на взаимодействии участников, способствовало их самореализации, формированию навыков наблюдения за эмоциями и поступками других людей, а также снятию языковых барьеров в общении. В процессе взаимодействия были широко задействованы такие методы организации групповой работы, как групповая дискуссия (в виде брейнсторминга, кейсов, метода синектики), ролевые и деловые игры, элементы арт-терапии и метафоризации полученного опыта. В целом результаты данного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности подобного рода комплексных программ в Высшей школе.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, психолингвистический тренинг, межличностное взаимодействие, тренинговая группа, общение.
 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.
2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 1999. 256 с. 
4. Зинкевич-Евстегнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. 216 с.
5. Игры – обучение, тренинг, досуг: В 4 книгах/Книга 3: Коммуникативно-лингвистические игры / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
6. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002. 320 с.
7. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2002. 320c.
8. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. СПб., 2011. 368 с.
9. Раицкая Л.К. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность в информационно-образовательной среде Интернет: дидактическая концепция : Монография / Под науч. ред. А.В. Гагарина. М.: МГОУ, 2012. 268 с.
10. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. 384 с.
11. Синицина С.К. Психолингвистический тренинг как способ развития эмоциональной сферы учащихся. Киев, 2009. 345 с.
12. Сохранов В.В., Мирясова Н.В. Эффективность использования игр в процессе формирования коммуникативных умений на социально-психологическом тренинге в юношеском возрасте // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т. 2. Тула–Пенза, 2003. С. 137–144. 
13. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4. С. 87.
14. Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. СПб., 2000. 528 с.
15. Хавайсис Р. Факторы развития коммуникативной сферы личности // Сборник статей зарубежной литературы. М., 2008. С. 187.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 c.