Деятельность аналитических центров в Турции при правлении Партии cправедливости и развития

Аватков Владимир Алексеевич – аспирант кафедры востоковедения, преподаватель военной кафедры и кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО(У) МИД России. E-mail: VladimirAvatkov@rambler.ru
Видяйкин Андрей Сергеевич – аспирант кафедры зарубежного регионоведения факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского. E-mail: Vidyaykin@hotmail.com

 

Вся статья: 

Аналитический центр – это мост между миром науки и политики, политико-экспертная структура, основной функцией которой является проведение исследований с целью влияния на политический процесс. Аналитические центры проводят анализ с определенного угла зрения и потому априори пристрастны, так как осуществляют разработки либо по заказу и в интересах частных структур, либо государства и(или) его органов. Во многом именно такого рода организации формируют внутриполитическую среду, влияют на внешнеполитическую линию государства и крупных корпораций, воздействуют на глобальное политическое развитие и регулирование.

Деятельность аналитических центров формируют идеологемы. В то же время сами тресты находятся под влиянием не только внутриполитических идеологем, но и внешнеполитической идеологии. Под внешнеполитической идеологией понимаются:

– система идей и представлений одного субъекта мировой политики в отношении других акторов и международной среды в целом;

– набор текущих и перспективных принципов, ценностных основ поведения в рамках действующей системы международных отношений;

– целевые и пропагандистские установки, рассчитанные прежде всего на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Внешнеполитическая идеология опирается на текущий статус-кво, имеет психологическое основание, является первоосновой политического мышления и формирует модель потенциального будущего, в соответствии с которым интерпретируется настоящее и формируются гипотезы о прошлом и будущем. Внешнеполитическая идеология может быть сформулирована в виде ряда государственных документов, среди которых основную роль играют внешнеполитические доктрины. Однако внешнеполитическая идеология базируется не только на доктринах, в ее основе лежат также внешнеполитический курс, образ действия государства, его внешнеполитические ресурсы, интересы и цели.

По сути, внешнеполитическая идеология – это набор констант (идеологем) во внешней политике. Это относительно постоянные, редко изменяемые принципы взаимодействия политического режима с внешней средой, представленной государствами, группами государств и негосударственными акторами. Внешнеполитическая идеология трансформируется крайне медленно, впрочем, также неспешно она осуществляет и свое воздействие. Она преследует среднесрочные, долгосрочные и перспективные цели. Причем чаще всего поле ее деятельности связано с последними двумя. Именно для воздействия на долгосрочные цели внешнеполитическая идеология формирует свои идеологемы, направленные на имидж прошлого и будущего.

В связи с плотной связью идеологического и научного компонентов в деятельности аналитических центров ряд исследователей противопоставляет экспертно-идеологический комплекс и науку. Соглашаясь в принципе с подобного рода выводом, стоит все же отметить, что именно этот фактор «моста» и позволяет лабораториям политической мысли быть востребованными и реализовывать свои цели по сбору, анализу информации, формированию стратегического и тактического целеполагания и воздействию на общественное сознание в целом и(или) на отдельных представителей социально-классовых субъектов.

Во многом цели мозгового центра определяются структурой его финансирования: в зависимости от нее и от позиции заказчика вырисовывается яркими красками степень ангажированности центра, его идеологический окрас и научная составляющая. Аналитическими центрами (think-tanks) чаще всего называют хотя и аффилированные с государством частные структуры. Это не исключает существования и государственных научных мозговых трестов, которые отличаются склонностью к консерватизму в мышлении, но тем не менее в выработке концептуальных основ политики зачастую играющие более весомую роль, чем независимые от государства частные организации.

Важно подчеркнуть, что различного рода научно-экспертные центры в процессе работы продумывают целый комплекс возможных направлений внешней деятельности, предлагая заказчику в лице государства и государственных служащих научно обусловленные варианты максимально удобной в том или ином случае внешней политики. Важнейшим структурным элементом любого профессионального аналитического центра является научная экспертиза, которая предлагает базовые направления внешней политики и дипломатии, а также разрабатывает план мероприятий в рамках той или иной концепции.

Ключевые слова: Aналитический центр, «мозговой трест», ЦСИ, аналитика, наука, Турция, политология, международные отношения.

Список литературы

Истомин И.А. Механизм научно-аналитического обеспечения внешнеполитического процесса в США / И.А. Истомин // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 6. С. 97-110.
Войтоловский Ф.Г. «Производство» интеллектуального пространства мировой политики // Международные процессы. 2006. Том 4. №2.
Аватков В.А., Иванова Н.А. Россия и Турция: противостояние идеологий / В.А. Аватков, Н.А. Иванова // Свободная мысль. 2012. № 9-10 (1635). С. 187. http://www.svom.info/entry/288-rossiya-i-turciya-protivostoyanie-ideologij/
Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщенность Запада. Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 1940-е – 2000-е гг. / Ф.Г. Войтоловский. М.: Крафт+, 2007. 464 с.
Хрусталев М.А. «Международные аспекты социально-политической стабильности». // Международные процессы. http://www.intertrends.ru/seventeenth/005.htm
Беляева Н.Ю., Зайцев Д.Г. «Фабрики мысли» и центры публичной политики как субъекты экспертного обеспечения политики. // Полития. 2008. № 4(51).
Rich A. Think Tanks, Public Policy, and the Politics of Expertise. Cambridge, New York: Cambridge University Press. 2004.
Haas R.N. Think tanks and U.S. Foreign Policy. A Policy Makers Perspective // U.S. Foreign Policy Agenda. 2002. Vol. 7. Nо 3.
McGann J. Think Tanks and Transnationalization of Foreign Policy // US Foreign Policy Agenda. 2002. Vol. 7. No 3.
Zariç S. Türkiye’de think-tank kuruluşları ve karşılaştıkları sorunlar. // Akademik Bakış Dergisi. № 31. 2012.http://www.akademikbakis.org/31/17.pdf
Колобов О.А., Корнилов А.А., Макарычев А.С., Сергунин А.А. Процесс принятия внешнеполитических решений: исторический опыт США, Государства Израиль и стран Западной Европы: Монография. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1992. 240 с.
Корнилов А.А. Центр стратегических исследований МИД Турецкой Республики: особенности функционирования и масштаб экспертизы / Актуальные проблемы исследования современной Турции: Н. Новгород, 27.04.2007. Нижний Новгород: ИСИ ННГУ, 2007. 90  с.
Karabulut B. “Dünyada ve Türkiye’de Think Tank Kuruluşları: Karşılaştırmalı Bir Analiz”, Akademik Bakış, Cilt 4, Sayı 7, Kış 2010, s. 91-104, http://www.ataum.gazi.edu.tr/e107_files/sayi7/05-Bilal-Karabulut.pdf (Erişim Tarihi: 05.10.2011).
Laçiner S. “Türkiye'deki Think-Tank Kültürü üzerine Bir Değerlendirme”,http://www.usak.org.tr/makale.asp?id=1151 (Erişim Tarihi: 21.11.2011).
Аватков В.А., Касаткин П.И. Высшее образование в Турции и Болонский процесс // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 277-281.
Keskin F. Modern DemokrasilerdeYeniPolitikSeçkinler: Think TanklervePolitikadakiRolleri, Sosyo-Ekonomi, Ocak-Haziran. 2005-1. http://www.sosyoekonomi.hacettepe.edu.tr/050103.pdf (ErişimTarihi: 05.10.2011).
Шлыков П.В. Вакфы в Турции. Трансформация традиционного института. ИСАА МГУ, Марджани. М., 2011.
Bilhan Murat. Stratejik Arastirmalar Merkezleri. Stratejik Rapor №30. Eylul 2008, Istanbul.
TASAM Hakkinda. http://www.tasam.org/index.php?konu=icerik&id=6&alt=8
Видяйкин А.С. Интервью с президентом Центра Стратегических Исследований Мудрецов BILGESAM А.Сандыклы. Стамбул, 2011. http://www.bilgesam.org/ru/images/stories/bilgesam/interview.pdf