Особенности демократических реформ в Иордании

Крылов Александр Владимирович – к.и.н., в.н.с. Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО(У) МИД России. E-mail: avkrylov2004@mail.ru

Для правильного понимания сути современных демократических реформ в Иордании в контексте палестинского фактора, оказывающего существенное влияние на все стороны жизни иорданского общества, необходимо учитывать то, что Хашимитское Королевство Иордания является государством, которое было образовано на территории Палестины в период, когда она находилась под британским мандатным управлением. Более того, почти год нынешняя территория Иордании входила в состав подмандатной Палестины, пока в октябре 1922 г. по решению Лиги Наций не была разделена по естественному руслу реки Иордан на две части. В результате восточная часть исторической Палестины, названная Трансиорданией, была исключена из сферы действия параграфов мандата о создании «еврейского национального очага» и на нее был утвержден отдельный британский мандат.

Подданными королевства Трансиордания, 90% которого занимают пустыни, были в основном бедуины. Немногочисленное население городов и селений, расположенных в основном в долине на восточном берегу р. Иордан, идентифицировало себя как арабы-мусульмане суннитского толка, как, собственно, и подавляющее большинство арабоязычного населения Западной Палестины. Около 5% населения Трансиордании составляли христиане и переселенцы с Кавказа – адыги («черкесы»), абазины, абхазы, чеченцы, армяне.

 В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 181/II от 29 ноября 1947 г. о разделе подмандатной Палестины, под создание Государства Израиль предусматривалась площадь, равная 14,1 тыс. кв. км; под арабское Палестинское государство – 11,1 тыс. кв. км. В ходе первой Арабо-израильской войны Израиль аннексировал 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под Палестинское государство, и до начала войны 1967 г. распространил свой суверенитет на площадь, равную 20,8 тыс. кв. км. Трансиордания, получившая в 1946 г. независимость, оккупировала почти весь Западный берег р. Иордан и восточную часть Иерусалима.
В апреле 1950 г. переименованное в Иорданию королевство объявило оккупированную часть Западного берега своей территорией, а ее жителей – своими подданными. В период с 20 декабря 1949 г. по 16 февраля 1954 г. каждый этнический араб, проживавший на аннексированной в ходе войны территории, имел право получить иорданское гражданство. По данным Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), более полутора миллионов арабов, проживавших в западной части исторической Палестины, стали гражданами Иордании. По закону королевства они имели право на возвращение в свои дома и получение компенсации за утраченное имущество после создания Государства Палестина.

Однако, несмотря на получение палестинскими беженцами первой волны иорданского гражданства, как отмечает известный палестинский политолог М. Зархан, «они остались в Иордании без своего политического представительства, не имели доступа к государственным структурам власти, для них был закрыт доступ к конкурентоспособному образованию, на них распространялись многочисленные ограничения в бизнесе – единственной сфере, где они могли преуспеть».

Вторая волна палестинских беженцев была вызвана «шестидневной» войной 1967 г. Дать точные данные о количестве палестинцев, вынужденно перемещенных в Иорданию в результате оккупации Израилем Западного берега, сектора Газа, Голан и Синая, не представляется возможным. Иорданские власти первоначально отказались регистрировать беженцев, так как посчитали, что эти палестинцы в силу вынужденных обстоятельств перебрались из одной части Иордании в другую. В ходе переписи беженцев, проведенной в Иордании в 1970 г., было выявлено 240 тыс. палестинцев, однако 177 тыс. их них были зарегистрированы ранее в качестве беженцев 1948–1949 гг., которые осели в четырех лагерях БАПОР на территории Иордании (лагеря Амман, Ирбид, Джебель аль-Хусейн и Зарка). Для беженцев новой волны были созданы в 1967–1968 гг.
еще шесть лагерей – Бекаа, Хуш, Джераш, Суф, Марка и Тальбие, причем два последних – специально для переселенцев из Газы.

В отличие от палестинцев, которые получили гражданство по Закону об иорданском подданстве от 14 мая 1948 г., беженцы и перемещенные лица, осевшие в Иордании в 1967 г., имеют статус лиц, временно проживающих на территории Иордании4. Эти палестинцы обязаны постоянно продлевать свои временные паспорта. Официальная позиция иорданских властей предполагает репатриацию этой категории палестинских беженцев на территорию будущего Палестинского государства5. Такая позиция позволяет существенно ограничивать обладателей временных паспортов в правах и свободах.

Ключевые слова: Иордания, Ближний Восток, арабо-израильский конфликт, палестинская проблема, палестинские беженцы, «арабская весна».

Примечания
1. Tannous Izzat. The Palestinians: A Detailed Documented Eyewitness History of Palestine Under British Mandate, New York: IGT Co. 1988. Р. 666.
2. Zahran Mudar. Jordan Is Palestinian. Middle East Quarterly, Winter 2012. Р. 4.
3. По данным ООН, в 2012 г. в Иордании насчитывалось 1 979 580 палестинских беженцев; из них 346 тысяч человек проживали в лаге-
рях БАПОР. [Электронный ресурс UNRWA]. – Режим доступа: http://www.unrwa.org/etemplate.php?id=66; по результатам последней переписи населения (2004 г.) все население Иордании составляло 5 103 639 человек. Согласно последним оценочным данным, сейчас численность населения страны равна приблизительно 6 млн. человек (Иордания // Политические системы современных государств. Энциклопедический справочник. М.: МГИМО-МИД России.2012. Т. 2. С. 128).
4. Oroub Al Abed. Palestinian refugees in Jordan. University of Oxford, FMO, February 2004, РР. 10-11.
5. Абилов К.А. Позиция Иордании по вопросу правового статуса палестинцев. Востоковедный сборник. Выпуск 8. М.: Институт Ближнего
Востока, 2007. С. 38.
6. Abdullah II bin al-Hussein. Our Last Best Chance: The Pursuit of Peace in a Time of Peril, New York City: Viking Adult, 2011.
7. Jordan: Country Reports on Human Rights Practices, 2001," Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor, U.S. Department of State, Mar. 4, 2002.
8. Аганин А.Р., Соловьева З.А. Современная Иордания. Справочник. М., 2003. С.30; The Report: Emerging Jordan 2007. Oxford Business
Group, London, Apr. 2007.
9. ZiadSwaidan,MihaiNica.The1991GulfWarandJordan'sEconomy.-MiddleEastReviewofInternationalAffairs,Vol.6,No.2,June2002.Р.74.
10. Valls A. Ethics in international affairs: theories and cases. — Rowman & Littlefield, Boston, 2000. P. 102; The Non-Aligned Countries. - Harney
& Jones. London, July 1982. Р. 356.
11. Аганин А.Р., Соловьева З.А. Указ. соч. С. 30.
12. Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению от 13 сентября 1993 г. Документ СБ ООН S/26560 от 11 октября 1993 г.
13. Израильско-палестинское Временное соглашение по Западному берегу и сектору Газа от 28 сентября 1995 г. Документ СБ ООН
S/1997/357 от 5 мая 1997 г. Соглашение было одобрено и подписано лично королем Хусейном.
14. Иордания // Политические системы современных государств... Т. 2, С. 131, 136.
15. «The Jordan Times», 22.07.2012.
16. Reuters, 08.02.2011.
17. MIGnews, 20.08.2012.
18. Мирзаян Г. Реформатор не к месту и времени. «Арабская весна» уже похоронила надежды иорданского руководства на возможность
либерализации страны // Эксперт. No30-31 (813). 2012.
19. Демченко А.В. Иордания между реформами и стабильностью. [Электронный ресурс Фонда исторической перспективы]. – Режим
доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/iordanija_mezhdu_reformami_i_stabilnostju_2011-04-01.htm
20. Литвина Е.П., Рыбалкин Р.С., Успенский Е.Э. Экономика ненефтяных арабских стран во втором квартале 2012 г.: аккумуляция напря-
женности. [Электронный ресурс Института Ближнего Востока]. – Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=15300&print=1