Политические аспекты реформы финансового регулирования в Испании

Прохоренко Ирина Львовна – к. полит. н., старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доцент кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России. Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант No 10-03-00290а «Современные тенденции развития государств как субъектов мировой политики». E-mail: irinapr@imemo.ru
 
 
Вся статья: 

В статье исследуются политические аспекты реформы финансового регулирования и надзора в Испании в контексте сближения норм регулирования финансовых рынков в макрорегиональном (европейском) и глобальном масштабах. Необходимость перемен в финансовом регулировании обусловлена не только крайне негативными последствиями глобального финансово-экономического кризиса для испанской экономики. Автор концентрирует внимание на анализе политических причин и возможных политических последствий реформы в данной сфере для страны. Ибо они затрагивают процесс децентрализации испанского государства, желание политических элит в Испании добиться более активного участия страны в складывающейся многоуровневой системе глобального управления.

Ключевые слова: Финансовое регулирование, Европейский союз, европейская интеграция, глобальное управление, экономика Испании, политические институты Испании.

Примечания
1. См. данные Национального института статистики Испании: http://www.ine.es.
2. Тамже.
3. Подробнее о негативных последствиях глобального финансово-экономического кризиса и антикризисной политике правительства
социалистов предыдущих лет см.: Прохоренко И.Л. Испания: поиски выхода из экономического кризиса // Год планеты: ежегодник
/ ИМЭМО РАН. Вып. 2009 г.: экономика, политика, безопасность / Гл. ред. В.Г.Барановский. М., 2009. С. 256–266.
4. См., например: Wu J.-L., Hou H., Cheng S.-Y. The dynamic impacts of financial institutions on economic growth: Evidence from the European
Union // Journal of Macroeconomics. 2010. Vol. 32. No 3. P. 879-891.
5. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / Под ред. акад. А.А.Дынкина. ИМЭМО РАН. М., 2011. С. 71.
6. Подробнее о взаимоотношениях центра и регионов, политическом управлении Испании см.: Прохоренко И.Л. Территориальные
сообщества в политическом пространстве современной Испании. М., 2010.
7. См. подробнее: Ramón Tamames A. Introducción a la economía española. 26a edición. Madrid, 2005. P. 442-447.
8. Имеется в виду Закон от 2 августа 1985 г. о регулировании основных положений o руководящих органах сберегательных касс:
Ley 31/1985, de 2 de agosto, de Regulación de los Normas Básicas sobre Organos Rectores de las Cajas de.Ahorros // Boletín oficial del
Estado. 1985. No 190. P. 25243-25248.
9. См.: Informe sobre transposición de la Directiva de servicios. 29 de abril de 2010 // Gobierno de España. Ministerio de economía y hacienda
(http://www.meh.es/Documentacion/Publico/portalVarios/Gestion%20del%20Portal/10-04-29-%20Informe%20final%20DS.pdf .
10. См. подробнее: Cabrera M., del Rey F. The power of entrepreneurs: politics and economy in contemporary Spain. N.Y. – Oxford, 2007. P.
146-158.
11. См.: Real Decreto-ley 9/2009, de 26 de junio, sobre reestructuración bancaria y reforzamiento de los recursos propios de las entidades de
crédito // Boletín oficial del Estado. 2009. No 145. P.53194-53212.
12. См.: Real Decreto-ley 2/2011, de 18 de febrero, para el reforzamiento del sistema financiero // Boletín oficial del Estado. 2011. No 43. P.
19213- 19239.
13. См.: Real Decreto-ley 11/2010, de 9 de julio, de órganos de gobierno y otros aspectos del régimen jurídico de las Cajas de Ahorros // Boletín
oficial del Estado. 2010. No 169. P. 61427-61457.